Реформа системы охраны здоровья граждан РФ: основные положения

09 июля 2021
Реформа системы охраны здоровья граждан РФ


ПРОЕКТ, ВЕРСИЯ ОТ 17 ИЮЛЯ



Первая версия документа была обсуждена во время проведения онлайн-конгресса "Оргздрав-2020" (25-26 мая), ее одобрили более 7 тыс. участников. В текущую версию внесены дополнительные предложения (более 100 развернуых отзывов) от руководителей региональных органов управления здравоохранением, членов медицинского отделения РАН, членов Совета Национальной медицинской палаты, руководителей профессиональных медицинских и пациентских ассоциаций, практикующих врачей. Абсолютное большинство участников обсуждения поддерживают положения реформы. Обсуждение продолжается, просим Вас присылать свои дополнения.


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

"Никто, кроме нас, здесь и сейчас"


Цель. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) населения до 78 лет к 2024 г. (к 2030 г. - до 80 лет) и повышение удовлетворенности граждан доступностью и качеством и медицинской помощи.

Введение. Здравоохранение, как и оборона, это основа безопасности страны. Обеспечение здоровья российских граждан не может финансироваться по остаточному принципу и базироваться на рыночных подходах. Сегодня российское здравоохранение находится в перманентном кризисе, который выражается в том, что резко снизилась доступность медицинской помощи, при этом медицинские работники не могут обеспечить ее в требуемых объемах и на установленном уровне качества. Полумеры положения в отрасли не исправят. Основа доступной и качественной медицинской помощи - хорошо подготовленный врач и медицинская сестра, труд которых высоко ценится и уважается в обществе. От реализации продуманных реформ в отрасли зависит наше будущее - медицинских работников, и, главное, здоровье наших пациентов.

Краткое содержание. Сегодня в РФ ключевая характеристика здоровья населения - ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) на 4,8 года ниже, чем в "новых-8" странах ЕС, близких к нашей стране по уровню экономического развития[1], а смертность трудоспособного населения в 3 раза выше, чем в среднем в странах ЕС. Такие неудовлетворительные показатели напрямую связаны с недостаточными мерами по охране здоровья граждан РФ на популяционном уровне (высокая распространенность табакокурения, потребление алкоголя, неблагоприятные экологические условия и условия труда на производстве), а также с системным кризисом в здравоохранении.

Критическое положение российского здравоохранения характеризуется: 1) длительным недофинансированием (в 1,9 раза ниже, чем в "новых-8" странах ЕС в расчете на душу населения); 2) нетерпимым положением медицинских работников (нищенские базовые оклады - у врачей от 12 тыс. до 35 тыс.руб., а у медицинских сестер - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.). Это усугубляется постоянными переработками, избыточными, невыполнимыми требованиями, излишними проверками и потребительским экстремизмом - все это является причиной дефицита кадров в отрасли; 3) неэффективным управлением - децентрализация в управлении региональным здравоохранением, рассредоточение ключевых функций по охране здоровья в разных ведомствах, наличие массы противоречий в нормативной базе; 4) неоптимальной для РФ, дорогостоящей страховой моделью финансирования здравоохранения и рыночными подходами в компенсации затрат на оказание медицинской помощи ("деньги следуют за пациентом"), которые привели к разрушению медицины в сельской местности и малых городах; 5) дефицитом коечного фонда стационаров (обеспеченность коечным фондом на 15% ниже, чем в Германии), изношенностью материально-технической базы и непригодным состоянием до 30% зданий медицинских организаций.

Для обеспечения доступной, качественной и бесплатной медицинской помощи населению РФ, особенно в ситуации продолжения падения реальных доходов граждан (по прогнозам на 5-6% в 2020 г.), необходимо незамедлительно реализовать следующие меры:

1. Создать при Правительстве РФ постоянно действующую межведомственную Комиссию по охране здоровья населения РФ с участием РАН. Комиссия в кратчайшие сроки должна разработать и утвердить масштабную Программу по общественному здоровью до 2030 г.

2. Создать централизованную систему управления здравоохранением с подчинением Минздраву России региональных органов управления здравоохранением, санитарно-эпидемиологической службы и других ведомств, отвечающих за охрану здоровья населения. Создать центр в Минздраве России по борьбе с эпидемиями и другими чрезвычайными ситуациями.

3. Увеличить государственное финансирование здравоохранения до 6% ВВП (с 3,8 трлн руб. до 6,5 трлн руб. к 2022 г. в ценах 2019 г.). Для этого ежегодно дополнительно потребуется около 1 трлн руб., начиная с 2020 г. Одновременно необходимо перейти на бюджетную модель финансирования здравоохранения, подчинив фонды ОМС региональным органам управления здравоохранением и устранив частные страховые медицинские организации. Установить систему компенсации затрат медицинских организаций по смете, покрывающей их базовые расходы.

4. Изменить отношение к медицинским работникам: повысить оплату их труда с установлением на федеральном уровне минимального базового оклада в размере 4 МРОТ для врачей, 2 МРОТ для медсестер и 1,5 МРОТ для младшего медперсонала; обеспечить их профессиональную безопасность и благоприятные условия труда, которые предотвращают выгорание.

5. Внедрить систему всеобщего бесплатного лекарственного обеспечения населения рецептурными лекарственными препаратами.

6. Убрать противоречия в нормативной базе здравоохранения, привести все контрольные проверки в единую систему, исключить дублирование отчетных документов, согласовать их и перевести в единый цифровой формат.

7. Реализовать меры по повышению качества высшего медицинского и среднего профессионального образования, в том числе установить минимальные базовые оклады в зависимости от степени, занимаемой должности и уровня квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС): для ППС медицинских вузов от 4 до 8 МРОТ; для ППС медицинских колледжей от 2 до 4 МРОТ, а также обновить программы обучения и учебную литературу в соответствии с лучшими мировыми стандартами; создать условия для реализации системы непрерывного медицинского образования (финансовые средства и выделенное оплачиваемое время - не менее
1 дня в 2 месяца).

8. Увеличить финансирование медицинской науки в 3 раза - с 0,04 до 0,12% ВВП, разработать и внедрить методологию управления вложениями в НИР, исходя из долгосрочных потребностей системы здравоохранения.

[1] Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.

Источник: Росконгресс