Помощь нековидным больным во время пандемии

09 июля 2021
Наталья Лебедева, медсестра Введенской участковой больницы, Курганская область: "В июле месяце я обратилась за медицинской помощью по поводу боли в суставах - и мне терапевт порекомендовал обратиться к ревматологу. Меня записали на 5 октября. 5 октября специалист ушел на больничный. Я обратилась за помощью в Департамент здравоохранения Курганской области - мне дали телефон главного врача областной больницы. К главному врачу я обратилась - главный врач мне сказал, что 70% сотрудников, врачей, у него находятся на больничном. В итоге пять месяцев я не могу попасть к ревматологу, получить лечение нормальное, которое бы мне помогло. Занимаюсь дома самолечением".

Анастасия Урнова: Самыми уязвимыми в условиях пандемии оказались люди с хроническими заболеваниями. Об этом говорит и Всемирная организация здравоохранения, и многие отечественные эксперты. Все силы сейчас брошены на борьбу с коронавирусом - и это объяснимо. Но и другие заболевания никуда не делись, их надо лечить, а пациентов обследовать.

Так как справляется система здравоохранения? В какой последовательности сегодня оказывается плановая медицинская помощь? И каково сегодня быть человеком с хроническим заболеванием? Обсуждаем в ток-шоу "ПРАВ!ДА?".
Меня зовут Анастасия Урнова. И вот мои гости:

Гузель Улумбекова - эксперт в области организации здравоохранения. Считает, что губернаторы регионов должны бороться за увеличение финансирования здравоохранения - только это поможет справиться с возросшим потоком больных.
Александр Серяков - врач-онколог. Уверен, что деньги есть; вопрос в том, как они доходят до медучреждений.
Александр Саверский - занимается защитой прав пациентов. Считает, что сегодня здравоохранение не справляется с оказанием помощи "нековидным" больным.
Анастасия Васильева - глава Профсоюза врачей. По ее мнению, ситуация в Москве и Санкт-Петербурге очень сильно отличается от происходящего во всей стране; причина - отсутствие средств.

Мы продолжаем общаться со всеми нашими гостями онлайн - что поделать, коронавирус.

Гузель, когда читаешь о том, что сегодня происходит в системе здравоохранения и как люди бьются за то, чтобы получить медицинскую помощь, у меня лично просто шевелятся волосы на голове. Так или иначе первая волна коронавируса прошла, вторая появилась. Можете ли вы назвать основные проблемы, с которыми сейчас сталкивается наша система здравоохранения?

Гузель Улумбекова: Первая и главная проблема - это то, что у нас сложился еще до пандемии серьезный дефицит кадров, особенно выраженный в первичном звене здравоохранения. А теперь представим, что больных стало в два раза больше. Соответственно, и дефицит кадров очень выраженный.
Более того, наши медицинские работники сегодня выгорают из-за огромной нагрузки. Часть из них болеют. А многие - 600 человек, а сегодня, наверное, уже это 650 человек - поплатились за это не только своим здоровьем, но и своей жизнью. Кстати говоря, это очень высокий процент по отношению к общему числу умерших.
И вот для того, чтобы у нас были дополнительные медицинские кадры - врачи, средний медицинский персонал, нянечки, - для всего этого не только койки нужны, которые развернули, для этого нужно дополнительное финансирование здравоохранения. Для чего? Для того, чтобы поднять оплату труда тем, кто сегодня есть.
Да, у нас есть "ковидные" выплаты, но этого недостаточно. Это было правильное решение президента. Но их недостаточно. У нас сегодня нищенские зарплаты медицинских работников. Кстати, именно поэтому - из-за высокой нагрузки, из-за бесконечных неоправданных требований - сегодня врачи не хотят идти в первичное звено. И единственное, что их может привлечь - это увеличение оплаты труда. А зарплата врачей сегодня, базовый оклад (это данные профсоюзов) - от 25 тысяч до 35 тысяч рублей, в зависимости от каждого региона.

Анастасия Урнова: Жуткие цифры! Спасибо вам большое.

Анастасия, в плюс к тому, что говорила Гузель. Мы знаем, что "скорых" сегодня не хватает. Сами врачи рассказывают о том, что- Это жуткие цифры, я хочу их назвать. В Магнитогорске "скорую" можно ждать до трех суток, в Челябинске - до пяти суток. В Перми "скорая" может ехать к вам сутки, реанимационных бригад в этом городе вообще нет. Минздрав отчитывается о том, что коечный фонд заполнен на 90%.

Вот как эта ситуация влияет на людей, которые сегодня болеют, но не коронавирусом, а любыми другими заболеваниями?

Анастасия Васильева: Разумеется, мы с вами все прекрасно понимаем, что им просто ничего не остается делать, кроме как принимать решения самим. Они, видимо, должны оставаться дома, потому что прийти в больницу и не получить медицинскую помощь, а получить еще дополнительную психологическую нагрузку - это еще хуже, к сожалению.

И я не соглашусь: не 90% коек заполнено, а заполнено 200% (может, даже больше), потому что люди лежат в коридорах, и многие просто не могут попасть даже в те больницы, в которые они должны попасть. Поэтому сейчас это настоящая катастрофа. Это чудовищная ситуация с перезаполненностью коек и с отсутствием той доступной бесплатной и качественной медицинской помощи, которая гарантирована 41-й статьей Конституции.

Анастасия Урнова: Александр Павлович, в начале программы мы смотрели ролик, и там нам рассказали о том, что 70% врачей находятся на больничном. Как такое вообще может быть? Или все эти люди болеют коронавирусом? Или они не хотят ходить на работу? Как это можно объяснить? Это в Курганской области.

Александр Серяков: Анастасия, врачи - тоже люди. И врачи также могут болеть и коронавирусной инфекцией. Сейчас уже идет практически всплеск заболеваемости респираторными заболеваниями. Врачи могут на самом деле и выгорать на работе - те, которые работают в "красной" зоне. И сейчас реальный дефицит медицинских кадров - и не только врачей (я на самом деле с Гузелью полностью согласен), но и среднего, и младшего медицинского персонала. Получается так, что практически "вылетают" не только единичные врачи, а отделения и целые лечебные учреждения. Тем самым уже, так скажем, медицинское учреждение не готово к приему и к плановой медицинской помощи.

Эта ситуация разная в разных регионах Российской Федерации: где-то хуже, где-то больше. Например, сейчас по COVID на первое место по смертности выходит всеми уважаемый наш город на Неве, культурная столица Российской Федерации, где высокий индекс смертности от COVID. Но также заболевают и врачи. Тем самым, так скажем, "вылетая" из работы, врачи не могут оказывать медицинскую помощь. Соответственно, это сказывается в целом на качестве оказания медицинской помощи не только "ковидным" больным, но и "нековидным" больным с хроническими заболеваниями. Это больные и онкологические, и кардиологические, и неврологические, и эндокринологические, и другие.

То есть сейчас наша медицинская служба, наше здравоохранение работает на пределе. На самом деле забито порядка 90% коек, и резерв не очень большой. Тренд по увеличению заболеваемости COVID. Мы еще не знаем, во что это выльется. На самом деле мы понимаем, что было вчера, что сегодня. Но что будет завтра? Очень трудно прогнозировать ситуацию.

Анастасия Урнова: Гузель, вы хотели что-то дополнить?

Гузель Улумбекова: Да, я хотела дополнить. Мы знаем, во что это выливается. По данным Росстата- А у нас есть статистика, сколько у нас дополнительно смертей в нашей стране произошло по отношению к аналогичному периоду прошлого года. За восемь месяцев - плюс 71 тысяча смертей.

<->>

Гузель Улумбекова: Значит, то, что касается "потратить деньги в частных клиниках".

Первое - надо понимать, в какой стране мы живем. У нас сегодня реальные доходы населения, по прогнозам того же Минэкономразвития, падают. То есть денег в кошельках у народа остается меньше. Более того, у нас в стране 13%, или 20 миллионов бедных. И их число еще будет увеличиваться. У нас в стране 50% населения живет на доходы менее чем 27 тысяч в рублей в месяц. А это означает, что они должны- на детей потрать, на ЖКХ потрать, на еду потрать. Что останется на медицинскую помощь?

И именно поэтому, чтобы ответить на чаяния нашего народа, чтобы ответить на те вызовы, которые сегодня, во время эпидемии, понимая, что наши люди нищают, очень важно увеличение бесплатной медицинской помощи. Да, сделали один шаг. Да, добавили деньги -2018 год и 2019 год- то есть 2019 год и 2020 год, в том числе на коронавирусную инфекцию. Но этого недостаточно.

И поэтому сегодня все экспертное сообщество обращается к вам. Губернаторы, Национальная медицинская палата! Если Национальная медицинская палата сегодня- Вот то, что я услышала, как я уже сказала. Если она говорит так - значит, она не выполняет свою миссию. Губернаторы, за которыми стоят люди. Мы с вами, эксперты, я думаю, мы все сходимся в одном.

Вот очень важно доказать Правительству Российской Федерации- Кстати, думские фракции тоже должны об этом думать. У них выборы через год. Их никто не выберет, люди их не выберут. На них люди надеялись, которые в регионах живут.

Совет Федерации - это бывшие губернаторы, они-то уж точно знают. Ладно нынешние боятся слово сказать, но бывшие-то губернаторы, которые сейчас в Совете Федерации, сенаторы - они же знают, что за ними люди стоят.

Вот давайте решать и отвечать на чаяния российского народа. Тем более численность населения страны в этом году сократится на 300 с лишним тысяч человек.

<-> Полное видео можно увидеть по ссылке: