Как справедливо отметила руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, д.м.н., MBA Гарвардского университета Гузель Улумбекова в материале Информационно-аналитической системы фонда "Росконгресс", пандемия COVID-19 обнажила некоторые проблемы здравоохранения в большинстве развитых стран, включая дефицит стационарных коек, медицинского персонала и средств индивидуальной защиты, дезинтеграцию управления между центром и регионами, а также неповоротливость систем финансирования медицинской помощи. В особенностях российского опыта управления здравоохранением в условиях пандемии нам поможет разобраться эксперт мирового уровня, к.м.н., лидер в прогрессивных изменениях национального здравоохранения Юрий Сергеевич Балакирев.
- Юрий Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о первых шагах, предпринятых в начале 2020 года, когда пандемия только началась на мировом уровне и в России, в частности.
- Парадоксально, но по данным Европейского бюро ВОЗ, жертвами вируса в первые четыре месяца пандемии стали страны с достаточно высокими национальными расходами на здравоохранение: Италия (инвестировала в 2019 году 8,9% ВВП), Испания (9%), США (17,1%), Франция (11,5%) и Великобритания (9,8%). Те же показания в Китае составили всего 5%, а в России - 5,3%. Причинами такого явлениях могут служить противоречивая политика властей, а также низкая эффективность системы здравоохранения, основанной исключительно на страховой системе. У нас в стране положительную роль сыграли жестко регулируемая централизованной властью политика управления здравоохранением. К началу эпидемии российское здравоохранение находилось в ситуации хронического недофинансирования и было оптимизировано под эпидемию неинфекционных заболеваний, а сами санитарно-эпидемиологические службы не были готовы к борьбе с COVID-19. Сразу всплыли все проблемы здравоохранения: недостаток в кадрах, оснащение больниц, организационные проблемы с подчинением разным министерствам, прозрачность и объемы финансирования, и прочее. Однако следует также отметить и положительные тренды - впервые государственная власть, ученое сообщество и медики объединились общей целью и вот уже два года ведут успешную коллаборацию.
- Вы активный защитник концепции глобального здравоохранения. Поясните, пожалуйста, что подразумевается данным термином и как оно соотносится с текущей пандемией.
- Этот термин впервые использовал профессор Гарварда Алан Брандт в эссе 2013 года отметил, что "эпидемия СПИД серьёзно повлияла на то, что раньше мы называли международным здравоохранением, положив начало формированию нового направления - глобального здравоохранения". Говоря масштабно, это новое политическое измерение, где здоровье населения развивающихся стран связано с новой повесткой глобальной безопасности, международной политики, вопросов окружающей среды и изменения климата. Всё вместе это усилило политическую составляющую в развитии здравоохранения. Что сейчас изменилось - речь идет о всем населении планеты, а не только о развивающихся странах. Термин "глобальное здравоохранение" означает новую интерпретацию понимания здоровья. Его главное отличие - наднациональный характер проблем, связанных со здоровьем и болезнями, а также тот факт, что ни одна отдельная страна не может адекватно бороться с болезнями в условиях сильной взаимосвязанности мировых процессов - перемещения людей, торговли и, как следствие, возросшей скорости распространения заболеваний. Глобальное здравоохранение подразумевает взаимное участие учёных, политиков и международных независимых акторов в обсуждении того, как разнообразные сервисы здравоохранения должны финансироваться и распределяться в условиях глобального взаимодействия. С введением этого понятия произошло внедрение новых этических и моральных ценностей, которые признают общественное здоровье высшей ценностью.
- Вы - автор национальной программы Цифровой контур здравоохранения, принятой в 2019 году. Как программа корректировалась после начала пандемии?
- Пандемия коронавируса показала необходимость форсировать цифровизацию здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 68% государств столкнулись с перебоями в предоставлении медуслуг, включая мониторинг диабета, гипертонии, скрининга рака. Такие сбои грозят ростом смертности от тяжелых заболеваний, отмечают в ВОЗ. Начиная от "красных" зон реанимаций с тяжелыми пациентами с COVID-19, дистанционным обменом опытом врачей и заканчивая сопровождением больных на амбулаторном лечении - во всех этих случаях остро востребована стала телемедицина.
Цифровой контур - это прежде всего регламент бизнес-процессов, инструмент эффективного взаимодействия между участниками системы здравоохранения.
По плану в 2020-2022 годах в субъектах РФ должна быть проведена работа по внедрению государственных ИТ-систем в сфере здравоохранения и подключению к ним всех медицинских организаций регионов, созданию на их платформе централизованных систем, чтобы обеспечить преемственность оказания медицинской помощи, маршрутизацию пациентов и мониторинг оказания медицинской помощи по отдельным профилям заболеваний. Это же необходимо для организации телемедицинских консультаций и автоматизированной диспетчеризации санитарного транспорта.
А к 2022 году все субъекты РФ должны внедрить систему электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением.
Ожидается, что подключение к ЕГИСЗ информационных систем медицинских организаций и государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов впоследствии обеспечит в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на едином портале госуслуг доступ гражданам к различным услугам и сервисам.
- Каковы промежуточные результаты программы?
- Согласно отчету международной KPMG "Health-care insiders: Taking the temperature of artificial intelligence in healthcare", подавляющее большинство представителей здравоохранения (89%) считают, что программа уже повышает эффективность их работы. Девять из десяти руководителей здравоохранения уверены, что система лучше всего проявит себя в том числе в управлении электронными медицинскими записями.