Импортозамещение просят притормозить. Порядок перехода на российские IT-решения может быть снова пересмотрен

05 декабря 2020

Бизнес все активнее настаивает на дополнительном смягчении условий перевода на отечественный софт и оборудование объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) считают нереалистичным внедрение отечественного софта с 2024 года, а оборудования - с 2025 года, отмечая, что это потребует серьезных затрат. Менять оборудование, подчеркивают участники рынка, нужно поэтапно, с учетом сроков износа имеющегося. Софт требует адаптации к оборудованию, поэтому устанавливать для него срок ввода раньше нелогично.

Переход объектов КИИ на преимущественное использование отечественного ПО и оборудования должен быть поэтапным, а сроки необходимо пересмотреть, следует из заключения комиссии РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям, с которым ознакомился “Ъ”. Соответствующий проект указа президента разработан Минцифры. Его первая версия, опубликованная 21 мая, предполагала, что отечественное ПО должно быть внедрено уже с 2021 года, а оборудование - с 2022 года. По итогам обсуждений проект уже был скорректирован: теперь предполагается, что объекты КИИ перейдут на российский софт до 1 января 2024 года и на российское оборудование - до 1 января 2025 года (см. “Ъ” от 2 ноября).

Но и такой формат кажется участникам рынка неправильным. Оборудование первично, поэтому предлагаемая последовательность перехода приведет к неэффективным затратам: компании будет вынуждены устанавливать российское ПО на имеющейся импортной технике, а через год переносить этот софт на новые российские устройства и адаптировать к ним, указывает комиссия РСПП.

Менять оборудование нужно поэтапно, с учетом сроков износа уже имеющегося, считают там.

К объектам КИИ относят информационные системы в сферах здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, финансового сектора, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности. Как правило, там используется оборудование и ПО ведущих иностранных производителей, которое зачастую отсутствует в России или представлено существенно уступающими в функциональности отечественными аналогами, указывают в комиссии РСПП. Поэтому инициатива несет риски остановки бизнес-процессов и оказания массовых услуг в области связи, интернет-сервисов, банковской сферы, медицины и др., подчеркивается в заключении. Кроме того, она заставит компании существенно пересмотреть инвестиционные планы: например, некая не названная в отзыве металлургическая компания оценила затраты в сумму около 10 млрд руб.

Сроки перехода не учитывают необходимость при такой масштабной перестройке действовать поэтапно, это и затратно, и рискованно, соглашается руководитель центра IT-консалтинга МДТ "Цифра" Ольга Молярчук. По ее мнению, связность и консистентность отечественных IT-решений и оборудования еще не достигают уровня глобальных аналогов, что требует существенных усилий для отбора и тестирования бизнесом.

Далеко не во всех случаях удастся найти российское оборудование в реестре отечественной радиоэлектроники, подтверждает и заместитель гендиректора группы компаний Angara Дмитрий Пудов.

Для большинства организаций установленные на 2024-2025 годы сроки позволяют реализовать проекты по модернизации, уверен он, однако порядок перехода "не учитывает динамичную природу" реестров отечественного ПО и оборудования. Реестры активно наполняются, и уже сейчас заявки не успевают рассматривать в установленные сроки, а значит, планы до 2024-2025 годов будут вырабатываться на основе устаревающих данных, полагает он. Если планы придется все время пересматривать, предупреждает господин Пудов, это создаст дополнительную и, возможно, существенную нагрузку.