"Одноклассники" и "ВКонтакте" в тестовом режиме запускают новый способ предупреждения пользователей о потенциально недостоверной информации - такие публикации будут сопровождаться специальной меткой. Предупреждение можно будет увидеть при просмотре материала - так пользователи не будут ограничены в получении информации, но увидят сигнал о том, что к ней нужно отнестись с осторожностью. Решение о дальнейшем использовании инструмента будет принято по результатам тестов и обратной связи от пользователей.
Вопросы, связанные с распространением ложной информации, становятся всё более острыми для общества. Особенно очевидно это стало во время пандемии COVID-19. Появляются публикации о том, что раковую опухоль можно вылечить мёдом, что чеснок и настой имбиря защищают от коронавируса, а вышки 5G его распространяют, что Земля плоская, а прививки вызывают аутизм. ОК и VK также получают жалобы на подобный контент и ищут новые решения, чтобы помочь пользователям оперативно узнавать о размещении потенциально ложной информации, лучше ориентироваться в контенте и оставаться в безопасности.
Предупреждением будет отмечен контент, на который пожаловались пользователи соцсети. Метка появится только в случае, если факты в публикации ложные и получили прямое опровержение в СМИ или от экспертов международных и локальных компетентных организаций (например, Всемирной организации здравоохранения). Личное мнение и оценочные суждения, а также шутки, пародии и мемы не помечаются как потенциально недостоверные.
По итогам тестирования "ВКонтакте" и "Одноклассники" планируют создать публичные принципы работы с недостоверной информацией, а также сообщество независимых экспертов по фактчекингу. Социальные сети ведут переговоры с экспертами, которые помогут развить стандарты модерации такого контента - как внутри соцсетей, так и для всей индустрии. ОК и VK приглашают фактчекеров, профессиональных журналистов, ученых и общественные организации к совместной работе. Для участия в тестовой программе нужно связаться с представителями соцсетей по данным адресам: factcheck@corp.vk.com и factcheck@ok.ru
Сообщить о резонансных публикациях, в которых содержится ложная информация, можно с помощью кнопки "Пожаловаться" "ВКонтакте", выбрав причину жалобы "Обман" и категорию "Введение в заблуждение". Прочитать о текущем подходе "ВКонтакте" к модерации недостоверной информации можно в обновлённом разделе "Центр безопасности": vk.com/safety. "Одноклассники" в ближайшее время введут отдельную категорию жалоб пользователей на недостоверный контент в интерфейсе соцсети.
Ранее "ВКонтакте" начала сопровождать публикации о COVID-19 в ленте новостей специальной меткой со ссылкой на единый центр информации по коронавирусу. Всего с начала пандемии команда "ВКонтакте" удалила почти 2 млн однотипных записей в сообществах и спам-рассылок с ложной информацией о коронавирусе, создала единый центр информации и тематическую ленту новостей от проверенных источников.
"Одноклассники", в свою очередь, активно работают с крупнейшими медиа, чтобы обеспечить пользователей полной информацией по самым актуальным и сложным темам. В частности, в самом начале пандемии в ОК появилась специальная лента с проверенными новостями о коронавирусе от 150 федеральных и региональных СМИ, в июле 2021 года ОК запустили единый информационный центр COVID-19. Также совместно с Роспотребнадзором ОК регулярно мониторят популярные публикации, связанные с COVID-19, вакцинацией и методами лечения, и проверяют их на достоверность фактов.