О расходах бюджетов бюджетной системы РФ (федеральный бюджет, бюджет ФОМС и консолидированные бюджеты субъектов РФ) по разделу "Здравоохранение" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

19 октября 2021

В 2022 г., по сравнению с 2021 г., по прогнозу государственные расходы на здравоохранение (бюджет ФОМС, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты регионов) в текущих ценах возрастут только на 3% (127 млрд. руб.), в постоянных ценах (с поправкой на инфляцию, 2012 =100%) они сократятся на 1%. За этот же период сократится и доля государственного финансирования здравоохранения в ВВП - с 4,1% до 3,9%.

В 2024 г. по сравнению с 2021 г. государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах возрастут на 12%, в постоянных ценах сократятся на 1%. За этот же период сократится и доля государственного финансирования здравоохранения в ВВП - с 4,1% до 3,7%. При этом данные расходы в РФ сегодня в 1,5 раза ниже в сопоставимых ценах, чем в "новых" странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития.

Отсутствие роста и даже сокращение государственных расходов на здравоохранение произойдет на фоне:

  • увеличения числа лиц, нуждающихся в оказании бесплатной медицинской помощи: это больные с острой и хронической формой новой коронавирусной инфекции и пациенты, которым медицинская помощь была отложена в предшествующие периоды;
  • роста смертности населения РФ: в 2020 г. дополнительная смертность от всех причин составила 340 тыс. чел. (рост +18% к 2019 г.), за 7 мес. 2021 г. - 245 тыс. чел (+23% к 2019 г.);
  • недопустимо низкой ожидаемой продолжительности жизни населения (ОПЖ), которая в 2020 г. в РФ была на 5 лет ниже, чем в "новых" странах ЕС и на 10 лет ниже, чем в "старых" странах ЕС;
  • нерешенных острейших проблем российского здравоохранения - дефицит и низкая оплата труда медицинских кадров (1,5-кратный дефицит врачей участковой службы и двукратный дефицит фельдшеров); недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях (почти в 3 раза меньше в расчете на душу населения по сравнению со странами, близкими к РФ по уровню экономического развития); недостаточные объемы бесплатной помощи (ВМП, реабилитация, паллиативная помощь); низкие тарифы по оказанию медицинской помощи, которые не позволяют выполнять требования клинических рекомендаций. Как следствие, острейшие проблемы системы здравоохранения решены не будут, а объемы бесплатной медицинской помощи по программе государственных гарантий и их финансовое обеспечение сократятся.

Эта ситуация не позволит достичь национальных целей по снижению смертности и увеличению ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) населения с нынешних 71,5 до 78 лет к 2030 г. и противоречит призыву Президента РФ В.В. Путина ответить на чаяния российского народа, который он озвучил на встрече с депутатами Государственной Думы РФ 12 октября 2021 г.

Более того, на фоне отсутствия роста реальных доходов граждан это приведет к социальному недовольству населения.

Расчеты ВШОУЗ показывают, что для достижения целевого значения ОПЖ необходимо, чтобы государственные расходы на здравоохранение ежегодно росли на 8% в постоянных ценах, что составляет дополнительно каждый год около 500 млрд. руб. (без учета средств на лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией). Эти расходы могут быть предусмотрены за счет средств ФНБ, объем которых возрастет с 2021 г. по 2024 г. на 9,4 трлн. руб. Причем расходы на сбережение народа нашей страны должны быть в приоритете по сравнению с инфраструктурными проектами, на которые из ФНБ выделяется до 2,5 трлн. руб.

Анализ

  1. В 2022 г. по сравнению с 2021 г. расходы бюджетов бюджетной системы по разделу "Здравоохранение" (или государственные расходы на здравоохранение) по прогнозу возрастут на 3% (127 млрд. руб.), а в постоянных ценах (т.е. с поправкой на инфляцию, 2012 =100%) сократятся на 1% (см. табл.). Из них:
  • расходы федерального бюджета сократятся на 9% в текущих ценах, а в постоянных ценах − на 12%;
  • расходы бюджета ФОМС вырастут на 8% в текущих ценах, в постоянных - только на 4%;
  • расходы консолидированных бюджетов РФ вырастут на 3% в текущих ценах, а в постоянных ценах сократятся на 1%.

За этот же период сократится доля государственных расходов в ВВП с 4,1% до 3,9%. Это означает, что темпы роста ВВП будут выше, чем темпы прироста расходов на здравоохранение.

  1. В 2024 г., по сравнению с 2021 г., расходы бюджетов бюджетной системы по разделу "Здравоохранение" по прогнозу возрастут на 12% (596 млрд. руб.), а в постоянных ценах (с поправкой на инфляцию, 2012 =100%) сократятся на 1% (см. табл.). Из них:
  • расходы федерального бюджета сократятся на 9% в текущих ценах, а в постоянных ценах - на 19%;
  • расходы бюджета ФОМС вырастут на 20% в текущих ценах, в постоянных - только на 7%;
  • расходы консолидированных бюджетов РФ вырастут на 18% в текущих ценах, а в постоянных ценах − на 5%.

За этот же период сократится и доля государственного финансирования в ВВП с 4,1% до 3,7% (см. табл.).

  1. При этом в РФ долгие годы государственное финансирование здравоохранения было минимум в 1,5 раза ниже, чем аналогичные расходы в "новых" странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония) (см. рис. 1):

img_1_2110.png

Рис. 1. Динамика госрасходов в доле ВВП

Как следствие, в РФ доля личных расходов населения на здравоохранение (от общих расходов населения и государства) на 40% выше, чем в "новых" странах ЕС и на 60% выше, чем в "старых" странах ЕС (соответственно - 35%, 25% и 22%). Другими словами, недостаточные государственные расходы на здравоохранение ложатся дополнительным бременем на бюджеты российских семей.

  1. Отрицательная динамика и без того недостаточного государственного финансирования здравоохранения в 2022-2024 гг. произойдет на фоне:
    • продолжающейся пандемии и резкого увеличения потока пациентов, нуждающихся в медицинской помощи (больные с острой и хронической формой новой коронавирусной инфекции и пациенты, которым медицинская помощь была отложена в предшествующие периоды);
    • роста смертности населения РФ: в 2020 г. дополнительная смертность от всех причин составила 340 тыс. чел. (рост +18% к 2019 г.). В расчете на 1 млн. населения это 2 323 чел., что на 33% выше, чем в Польше, почти на 57% выше, чем в США, в 5 раз выше, чем в Германии, в 14 раз выше, чем в Южной Корее (согласно данным Росстата, только 43% (145 тыс. чел.) из этих дополнительных смертей связаны с новой коронавирусной инфекцией, в отличие от других стран, где это основная причина прироста смертности). За 7 мес. 2021 г. прирост смертности составил 245 тыс. чел. (+23% к 2019 г.);
    • недопустимо низкой ОПЖ населения РФ - на 5 лет ниже, чем в "новых" странах ЕС и на 10 лет ниже, чем в "старых" странах ЕС (см. рис. 2);
    • нерешенных острейших проблем российского здравоохранения:
      • дефицит и низкая оплата труда медицинских кадров (1,5-кратный дефицит врачей участковой службы и двукратный дефицит фельдшеров);
      • недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях (почти в 3 раза меньше в расчете на душу населения по сравнению со странами, близкими к РФ по уровню экономического развития);
      • недостаточные объемы бесплатной помощи (ВМП, реабилитация, паллиативная помощь и др.);
      • низкие тарифы по оказанию медицинской помощи по многим заболеваниям, не позволяющие выполнять требования клинических рекомендаций;
      • низкая оплата труда медицинских работников и ее существенные различия по субъектам РФ.

Другими словами, число больных возросло, а объем финансовых средств на их лечение снизился. Как следствие, объемы бесплатной медицинской помощи по программе государственных гарантий и их финансовое обеспечение сократятся, а главное, не будут решены острейшие проблемы системы здравоохранения.

img_2_2110.png

Рис. 2. Ожидаемая продолжительность жизни в РФ, "новых" и "старых" странах ЕС, 1980- 2020 гг.

  1. Следует отметить, что рост государственного финансирования здравоохранения в 2019 г. (см. табл.) был обеспечен за счет национального проекта "Здравоохранение" (дополнительно было выделено 474 млрд. руб.), а в 2020 г. - за счет средств, направленных на борьбу с пандемией (по данным Счетной палаты, дополнительно - 1 150 млрд. руб.). При этом средства национального проекта "Здравоохранение" предназначались преимущественно для обновления инфраструктуры медицинских организаций и увеличения объемов медицинской помощи только по одному профилю - "онкология", а дополнительные средства в 2020 г. - на оказание медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией. Иными словами, в 2019-2020 гг., по сравнению с 2018 г., реального увеличения объемов бесплатной медицинской помощи и ее финансового обеспечения по большинству классов болезней не произошло. Об этом ярко свидетельствуют данные отчета ФОМС за 2020 г. ("О результатах деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2020 году" от 29 июня 2021 г.). Так, в 2020 г. общий объем субвенций, направленных в регионы на оказание всех видов медицинской помощи по базовой программе ОМС, составил 2 225, 4 млрд. рублей, что на 7,5% выше уровня 2019 г. (+155 млрд. рублей к 2019 г). Однако по итогам года дополнительные расходы на лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией составили 294,8 млрд. руб. (предъявленные счета на оплату медицинской помощи), что почти в 2 раза больше, чем прирост средств. Из этого следует, что в 2020 г. на оказание других видов медицинской помощи (не связанных с новой коронавирусной инфекцией) финансовых средств осталось меньше, чем в 2019 г. В этих условиях увеличение объемов финансирования по одному классу болезней (например, как это произошло по классу новообразований - на 99,3 млрд. руб. в 2020 г. по сравнению с 2019г.) неизбежно должно было привести к снижению финансирования по другим, что и произошло по классу БСК.
  1. Расчеты ВШОУЗ показали, что достижение национальной цели ОПЖ 78 лет к 2030 г. возможно только при увеличении государственного финансирования здравоохранения на 8% ежегодно в постоянных ценах (без учета дополнительных средств на оказание помощи больным с новой коронавирусной инфекцией), а также при соблюдении следующих базовых условий: прирост ВВП на душу населения ежегодно в среднем на 3,5% в год и снижение к 2030 г. потребления крепких алкогольных напитков на 45% в расчете на душу населения. Это означает, что при соблюдении названных базовых условий системе здравоохранения необходимо дополнительно около 500 млрд. руб. ежегодно, чтобы к 2024-2025 гг. государственное финансирование составило не менее 4,5-5% ВВП (по прогнозам Минфина - 3,7% ВВП в 2024 г.).
  2. Для увеличения государственного финансирования здравоохранения и других социально- значимых статей государственного бюджета необходимо увеличить долю его расходов в ВВП с 35-36% до 43-45% (как в "новых" и "старых" странах ЕС). В 2022 г. дополнительные расходы на здравоохранение должны быть предусмотрены за счет средств ФНБ (объем которых возрастет с 2021 г. по 2024 г. на 9,4 трлн. руб.), причем в приоритете по сравнению с инфраструктурными проектами, на которые из ФНБ выделяется до 2,5 трлн. руб.
  3. Если увеличения государственного финансирования здравоохранения не произойдет, то доступность бесплатной медицинской помощи не увеличится, соответственно, смертность населения РФ продолжит расти, национальная цель по увеличению ОПЖ до 78 лет к 2030 г. выполнена не будет, и в ситуации медленного восстановления реальных доходов населения (которые с 2013 г. по 2020 г. упали на 10%) все это приведет к росту социального недовольства граждан.

Ректор, д.м.н. Г.Э. Улумбекова

Таблица. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение 2018-2024 гг. в текущих и постоянных ценах

img_3_2110.png