В 2022 г., по сравнению с 2021 г., по прогнозу государственные расходы на здравоохранение (бюджет ФОМС, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты регионов) в текущих ценах возрастут только на 3% (127 млрд. руб.), в постоянных ценах (с поправкой на инфляцию, 2012 =100%) они сократятся на 1%. За этот же период сократится и доля государственного финансирования здравоохранения в ВВП - с 4,1% до 3,9%.
В 2024 г. по сравнению с 2021 г. государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах возрастут на 12%, в постоянных ценах сократятся на 1%. За этот же период сократится и доля государственного финансирования здравоохранения в ВВП - с 4,1% до 3,7%. При этом данные расходы в РФ сегодня в 1,5 раза ниже в сопоставимых ценах, чем в "новых" странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития.
Отсутствие роста и даже сокращение государственных расходов на здравоохранение произойдет на фоне:
- увеличения числа лиц, нуждающихся в оказании бесплатной медицинской помощи: это больные с острой и хронической формой новой коронавирусной инфекции и пациенты, которым медицинская помощь была отложена в предшествующие периоды;
- роста смертности населения РФ: в 2020 г. дополнительная смертность от всех причин составила 340 тыс. чел. (рост +18% к 2019 г.), за 7 мес. 2021 г. - 245 тыс. чел (+23% к 2019 г.);
- недопустимо низкой ожидаемой продолжительности жизни населения (ОПЖ), которая в 2020 г. в РФ была на 5 лет ниже, чем в "новых" странах ЕС и на 10 лет ниже, чем в "старых" странах ЕС;
- нерешенных острейших проблем российского здравоохранения - дефицит и низкая оплата труда медицинских кадров (1,5-кратный дефицит врачей участковой службы и двукратный дефицит фельдшеров); недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях (почти в 3 раза меньше в расчете на душу населения по сравнению со странами, близкими к РФ по уровню экономического развития); недостаточные объемы бесплатной помощи (ВМП, реабилитация, паллиативная помощь); низкие тарифы по оказанию медицинской помощи, которые не позволяют выполнять требования клинических рекомендаций. Как следствие, острейшие проблемы системы здравоохранения решены не будут, а объемы бесплатной медицинской помощи по программе государственных гарантий и их финансовое обеспечение сократятся.
Эта ситуация не позволит достичь национальных целей по снижению смертности и увеличению ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) населения с нынешних 71,5 до 78 лет к 2030 г. и противоречит призыву Президента РФ В.В. Путина ответить на чаяния российского народа, который он озвучил на встрече с депутатами Государственной Думы РФ 12 октября 2021 г.
Более того, на фоне отсутствия роста реальных доходов граждан это приведет к социальному недовольству населения.
Расчеты ВШОУЗ показывают, что для достижения целевого значения ОПЖ необходимо, чтобы государственные расходы на здравоохранение ежегодно росли на 8% в постоянных ценах, что составляет дополнительно каждый год около 500 млрд. руб. (без учета средств на лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией). Эти расходы могут быть предусмотрены за счет средств ФНБ, объем которых возрастет с 2021 г. по 2024 г. на 9,4 трлн. руб. Причем расходы на сбережение народа нашей страны должны быть в приоритете по сравнению с инфраструктурными проектами, на которые из ФНБ выделяется до 2,5 трлн. руб.
Анализ
- В 2022 г. по сравнению с 2021 г. расходы бюджетов бюджетной системы по разделу "Здравоохранение" (или государственные расходы на здравоохранение) по прогнозу возрастут на 3% (127 млрд. руб.), а в постоянных ценах (т.е. с поправкой на инфляцию, 2012 =100%) сократятся на 1% (см. табл.). Из них:
- расходы федерального бюджета сократятся на 9% в текущих ценах, а в постоянных ценах − на 12%;
- расходы бюджета ФОМС вырастут на 8% в текущих ценах, в постоянных - только на 4%;
- расходы консолидированных бюджетов РФ вырастут на 3% в текущих ценах, а в постоянных ценах сократятся на 1%.
За этот же период сократится доля государственных расходов в ВВП с 4,1% до 3,9%. Это означает, что темпы роста ВВП будут выше, чем темпы прироста расходов на здравоохранение.
- В 2024 г., по сравнению с 2021 г., расходы бюджетов бюджетной системы по разделу "Здравоохранение" по прогнозу возрастут на 12% (596 млрд. руб.), а в постоянных ценах (с поправкой на инфляцию, 2012 =100%) сократятся на 1% (см. табл.). Из них:
- расходы федерального бюджета сократятся на 9% в текущих ценах, а в постоянных ценах - на 19%;
- расходы бюджета ФОМС вырастут на 20% в текущих ценах, в постоянных - только на 7%;
- расходы консолидированных бюджетов РФ вырастут на 18% в текущих ценах, а в постоянных ценах − на 5%.
За этот же период сократится и доля государственного финансирования в ВВП с 4,1% до 3,7% (см. табл.).
- При этом в РФ долгие годы государственное финансирование здравоохранения было минимум в 1,5 раза ниже, чем аналогичные расходы в "новых" странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония) (см. рис. 1):
Рис. 1. Динамика госрасходов в доле ВВП
Как следствие, в РФ доля личных расходов населения на здравоохранение (от общих расходов населения и государства) на 40% выше, чем в "новых" странах ЕС и на 60% выше, чем в "старых" странах ЕС (соответственно - 35%, 25% и 22%). Другими словами, недостаточные государственные расходы на здравоохранение ложатся дополнительным бременем на бюджеты российских семей.
- Отрицательная динамика и без того недостаточного государственного финансирования здравоохранения в 2022-2024 гг. произойдет на фоне:
- продолжающейся пандемии и резкого увеличения потока пациентов, нуждающихся в медицинской помощи (больные с острой и хронической формой новой коронавирусной инфекции и пациенты, которым медицинская помощь была отложена в предшествующие периоды);
- роста смертности населения РФ: в 2020 г. дополнительная смертность от всех причин составила 340 тыс. чел. (рост +18% к 2019 г.). В расчете на 1 млн. населения это 2 323 чел., что на 33% выше, чем в Польше, почти на 57% выше, чем в США, в 5 раз выше, чем в Германии, в 14 раз выше, чем в Южной Корее (согласно данным Росстата, только 43% (145 тыс. чел.) из этих дополнительных смертей связаны с новой коронавирусной инфекцией, в отличие от других стран, где это основная причина прироста смертности). За 7 мес. 2021 г. прирост смертности составил 245 тыс. чел. (+23% к 2019 г.);
- недопустимо низкой ОПЖ населения РФ - на 5 лет ниже, чем в "новых" странах ЕС и на 10 лет ниже, чем в "старых" странах ЕС (см. рис. 2);
- нерешенных острейших проблем российского здравоохранения:
- дефицит и низкая оплата труда медицинских кадров (1,5-кратный дефицит врачей участковой службы и двукратный дефицит фельдшеров);
- недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях (почти в 3 раза меньше в расчете на душу населения по сравнению со странами, близкими к РФ по уровню экономического развития);
- недостаточные объемы бесплатной помощи (ВМП, реабилитация, паллиативная помощь и др.);
- низкие тарифы по оказанию медицинской помощи по многим заболеваниям, не позволяющие выполнять требования клинических рекомендаций;
- низкая оплата труда медицинских работников и ее существенные различия по субъектам РФ.
Другими словами, число больных возросло, а объем финансовых средств на их лечение снизился. Как следствие, объемы бесплатной медицинской помощи по программе государственных гарантий и их финансовое обеспечение сократятся, а главное, не будут решены острейшие проблемы системы здравоохранения.
Рис. 2. Ожидаемая продолжительность жизни в РФ, "новых" и "старых" странах ЕС, 1980- 2020 гг.
- Следует отметить, что рост государственного финансирования здравоохранения в 2019 г. (см. табл.) был обеспечен за счет национального проекта "Здравоохранение" (дополнительно было выделено 474 млрд. руб.), а в 2020 г. - за счет средств, направленных на борьбу с пандемией (по данным Счетной палаты, дополнительно - 1 150 млрд. руб.). При этом средства национального проекта "Здравоохранение" предназначались преимущественно для обновления инфраструктуры медицинских организаций и увеличения объемов медицинской помощи только по одному профилю - "онкология", а дополнительные средства в 2020 г. - на оказание медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией. Иными словами, в 2019-2020 гг., по сравнению с 2018 г., реального увеличения объемов бесплатной медицинской помощи и ее финансового обеспечения по большинству классов болезней не произошло. Об этом ярко свидетельствуют данные отчета ФОМС за 2020 г. ("О результатах деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2020 году" от 29 июня 2021 г.). Так, в 2020 г. общий объем субвенций, направленных в регионы на оказание всех видов медицинской помощи по базовой программе ОМС, составил 2 225, 4 млрд. рублей, что на 7,5% выше уровня 2019 г. (+155 млрд. рублей к 2019 г). Однако по итогам года дополнительные расходы на лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией составили 294,8 млрд. руб. (предъявленные счета на оплату медицинской помощи), что почти в 2 раза больше, чем прирост средств. Из этого следует, что в 2020 г. на оказание других видов медицинской помощи (не связанных с новой коронавирусной инфекцией) финансовых средств осталось меньше, чем в 2019 г. В этих условиях увеличение объемов финансирования по одному классу болезней (например, как это произошло по классу новообразований - на 99,3 млрд. руб. в 2020 г. по сравнению с 2019г.) неизбежно должно было привести к снижению финансирования по другим, что и произошло по классу БСК.
- Расчеты ВШОУЗ показали, что достижение национальной цели ОПЖ 78 лет к 2030 г. возможно только при увеличении государственного финансирования здравоохранения на 8% ежегодно в постоянных ценах (без учета дополнительных средств на оказание помощи больным с новой коронавирусной инфекцией), а также при соблюдении следующих базовых условий: прирост ВВП на душу населения ежегодно в среднем на 3,5% в год и снижение к 2030 г. потребления крепких алкогольных напитков на 45% в расчете на душу населения. Это означает, что при соблюдении названных базовых условий системе здравоохранения необходимо дополнительно около 500 млрд. руб. ежегодно, чтобы к 2024-2025 гг. государственное финансирование составило не менее 4,5-5% ВВП (по прогнозам Минфина - 3,7% ВВП в 2024 г.).
- Для увеличения государственного финансирования здравоохранения и других социально- значимых статей государственного бюджета необходимо увеличить долю его расходов в ВВП с 35-36% до 43-45% (как в "новых" и "старых" странах ЕС). В 2022 г. дополнительные расходы на здравоохранение должны быть предусмотрены за счет средств ФНБ (объем которых возрастет с 2021 г. по 2024 г. на 9,4 трлн. руб.), причем в приоритете по сравнению с инфраструктурными проектами, на которые из ФНБ выделяется до 2,5 трлн. руб.
- Если увеличения государственного финансирования здравоохранения не произойдет, то доступность бесплатной медицинской помощи не увеличится, соответственно, смертность населения РФ продолжит расти, национальная цель по увеличению ОПЖ до 78 лет к 2030 г. выполнена не будет, и в ситуации медленного восстановления реальных доходов населения (которые с 2013 г. по 2020 г. упали на 10%) все это приведет к росту социального недовольства граждан.
Ректор, д.м.н. Г.Э. Улумбекова
Таблица. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение 2018-2024 гг. в текущих и постоянных ценах