Мобилизация системы здравоохранения в новой реальности: приоритеты, справедливое распределение ресурсов, система управления и организации медицинской помощи: главные выводы и предложения
02 июня 2022
19 мая 2022 г. в прямом эфире конгресса "Оргздрав-2022" эксперты обсудили мобилизацию управленческих ресурсов отрасли, определение приоритетов и возможности внедрения новых, эффективных для сегодняшних условий, подходов в организации и ресурсном обеспечении медицинской помощи.
Все ключевые моменты пенарной сессии "Мобилизация системы здравоохранения в новой реальности: приоритеты, справедливое распределение ресурсов, система управления и организации медицинской помощи", которая прошла совместно с Госдумой РФ читайте ниже.
Проблемы и новые вызовы:
Высокая смертность мужчин трудоспособного возраста (в 3 раза выше, чем в ЕС);
Увеличение потока пациентов, нуждающихся в реабилитации после коронавирусной инфекции, а также пациентов, плановая помощь которым была отложена в предшествующие два года;
Дефицит медицинских кадров, высокий уровень их выгорания;
Рост цен на лекарственные препараты (ЛП) и медицинские изделия (МИ) в связи с логистическими проблемами;
Зависимость от иностранных фармацевтических производителей, производителей медицинской техники и оборудования;
Недостаточно четких статистических данных о состоянии здоровья населения и деятельности системы здравоохранения;
Риски возникновения новых инфекционных угроз;
Болезни системы кровообращения (БСК): растет распространенность факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, в том числе ожирения у мужчин, как следствие происходит рост распространенности артериальной гипертонии (АГ); сохраняется высокий уровень смертности на дому от острых сердечно-сосудистых заболеваний (15 тыс.); имеет место недостаточное выявление и неоптимальная маршрутизация пациентов с хроническими формами ИБС (благодаря этому можно спасти 150 тыс. жизней); существует дефицит специалистов (сердечно-сосудистые хирурги, анестезиологи-реаниматологи, функциональная диагностика); сохраняются недостаточные объемы ВМП.
Онкологические заболевания: снижение выявляемости новых пациентов с онкологическими заболеваниями во время пандемии: в 2020 и 2021 гг. ниже по сравнению с 2019 г. - на 40% и 35% соответственно. Снижение хирургической активности в стационарах: на 34% в 2020 г. и 12,7% в 2021 г.
Планы Правительства и Минздрава России:
Главная цель – добиться увеличения ОПЖ до 78 лет к 2030 г. Необходимо повысить эффективность управления здравоохранением на уровне регионов.
В дополнении к НП «Здравоохранение» и Программе модернизации первичного звена здравоохранения и будут реализованы новые федеральные проекты:
Цифровые помощники пациента (дистанционный мониторинг пациентов с помощью мобильных диагностических устройств);
Цифровая служба «Мое здоровье» (цифровой профиль пациента и цифровые сервисы для сопровождения различных групп пациентов);
«Медицинская наука для человека» (интеграция управления медицинской наукой и ускоренное внедрение практических результатов в практику);
«Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация».
Будет продолжать реализовываться стратегия цифровой трансформации здравоохранения: дополнение единого цифрового контура и медицинские платформенные решения. Это позволит повысить качество и последовательность маршрутизации пациентов, эффективность управленческих решений, а также качество оказания медицинской помощи. Возможно будет реализовать, как цифрового двойника пациента, так и создать цифровые двойники регионов с размеченной инфраструктурой и временем доезда пациентов до медицинских организаций, что также позволит значительно повысить качество управленческих решений.
Предложения:
Управление: необходимо усиление персональной ответственности региональных министров здравоохранения за достижение результатов; ускорение принятия Минздравом нормативной базы по внедрению цифровизации, в том числе по преодолению административных барьеров в части дистанционной продажи рецептурных ЛП и телемедицины.
Кадры: необходимо выровнять оплату труда медицинских работников в регионах до уровня сопоставимого с Москвой и Санкт- Петербургом; для решения кадровой проблемы в сельской местности потребуется сокращение срока отработки от 3 до 5 лет с предоставлением хорошего служебного жилья, а затем, возврат в крупные города с возможностью приобрести квартиру в кредит по льготной ставке;
Первичное звено: необходимо увеличить пропускную способность первичного звена здравоохранения, активно восстановить программы диспансеризации, начать проактивную работу с пациентами с высокими рисками; увеличить объемы неотложной помощи в первичном звене;
Скорая помощь: потребуется регулярное (по плану) обновление парка автомашин; более точная и четкая маршрутизация пациентов в ту медицинскую организацию, в которой может быть оказана необходимая помощь с учетом «окна возможности»;
Болезни системы кровообращения (БСК): разработка и реализация программы «Сосудистая программа 2,0»; создание системы управления сердечно-сосудистыми рисками в первичном звене здравоохранения; внедрение системы всеобщего лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях; решение кадровой проблемы через приобретение медицинскими работниками дополнительных компетенций; создание экспертных центров в региональных сосудистых центрах 3 уровня. Своевременное выявление пациентов, нуждающихся в ВМП, и их маршрутизация в соответствующие центры. Увеличение объемов ВМП: в 2 раза КШ, ЧКВ и TAVI, в 5 раз - эндоваскулярного протезирование аорты, тиражирование клипирования створок митрального и трикуспидального клапана, а аткже других высоких технологий;
Борьба с онкологическими заболеваниями: доработка программных мероприятий в регионах по реализации НП «Борьба с онкологическими заболеваниями» с учетом их специфики; внедрение нового порядка оказания помощи пациентам с онкологическими заболеваниями и контроль сроков выполнения медицинской помощи; увеличение точности диагностики трудно выявляемых онкологических заболеваний путем целенаправленного повышения квалификации специалистов лучевой диагностики. Продолжение создания системы ЦАОП с оказанием там противоопухолевого лечения, что позволит снизить нагрузку на региональные онкологические диспансеры и приблизить помощь пациентам; усиление активности использования референсных центров с помощью телемедицинских технологий, повышение качества скрининговых мероприятий и усиление профилактической направленности работы.
ЛП и МИ: Определиться с перечнем приоритетных ЛП и МИ для производства ЛП; необходим единый координатор научной разработки и производства ЛП и МИ по полному циклу; расширение мощностей лабораторных служб для контроля качества ЛС и МИ.