Предложения по ограничению распространения нового коронавируса COVID-19 в РФ, подготовленные на основании анализа мероприятий, реализованных в Тайване (подробная справка прилагается), где, несмотря на близость к Китаю, низкая заболеваемость и смертность от коронавируса. В РФ меры по ограничению распространения нового коронавируса соответствуют рекомендациям ВОЗ и тем, что принимаются другими Европейскими странами. Созданная в советское время централизованная служба биологической безопасности считается одной из действенных в мире. Однако некоторые меры необходимо усилить.
Сегодня в РФ созданы три организации (штаб, координационный центр и рабочая группа Госсовета). Во главе штаба - не врач и не организатор здравоохранения. Имеющиеся в большинстве регионов РФ финансовые ресурсы ограничены, опыт работы управленческих кадров в особых условиях - различный. Нормативные документы разных ведомств не собраны на едином сайте. Все это может затруднять принятие срочных и необходимых решений в регионах.
Сегодня в РФ регулярное взаимодействие с населением Министра и других официальных лиц не проводится. Из-за этого у населения могут возникать домыслы и усиливаться тревога. Горячая линия для населения создана только в начале марта 2020 г. (2 марта об этом дана рекомендация Главного санитарного врача, 5 марта - создана в Москве). Единый центр контроля и мониторинга ситуации в регионах создан только 16 марта 2020 г.
Сегодня Правительство РФ, призывая медицинских работников исполнить свой долг должно осознавать, что им придется рисковать своим здоровьем и жизнями. В Китае на настоящий момент коронавирусом заражено 3000 врачей, из них 22 погибло, в Италии погибло 13 врачей. Всем медицинским работникам, вне зависимости от того, будут ли они напрямую работать с зараженными пациентами или нет, придется работать с еще большими, чем обычно, перегрузками и напряжением. У них не будет времени на заполнение многочисленных ненужных бумажных отчетов, на бессмысленные проверки контролирующих органов, которые отнимают и без того драгоценное время на лечение пациентов.
Сегодня в РФ в результате губительных реформ, особенно в последние 6 лет, обеспеченность медицинскими кадрами и стационарными койками значительно сократилась. Это существенный риск в обеспечении доступности медицинской помощи даже в обычных условиях. Особенно значительные сокращения произошли в Москве (по инициативе бывшего вице-мэра по социальным вопросам Л.М. Печатникова).
В результате в Москве стационарных коек стало даже в 1,8 раз меньше, чем по РФ в среднем (о том, что нельзя было этого делать, особенно сокращать инфекционные койки, я неоднократно писала в 2015 г. и в Правительство Москвы, и министру здравоохранения РФ). При этом, именно в расчете на коечный фонд, как правило, рассчитывается мощность отделений интенсивной терапии и реанимации, соответственно аппараты ИВЛ.
Для справки, сегодня обеспеченность стационарными койками в среднем по РФ на уровне Тайваня и на 15% ниже, чем в Германии, а в Москве - в 1,8 ниже, чем в Тайване и в 2 раза ниже, чем в Германии. А обеспеченность врачами на 1 тыс. населения по РФ (и в Москве) на 14% ниже, чем в Германии и в 3,2 ниже, чем в Тайване
Сегодня в РФ серьезный контроль над выполнением изоляции не установлен, особенно это важно для прибывающих в РФ из-за рубежа (по разным оценкам до 100 тыс. чел.).
Тайвань расположен на расстоянии 150 км от Китая. В стране проживает 23 млн человек, из них 805 тыс. живут в Китае и еще 400 тыс. работают там. В 2019 г. число визитов из Китая в Тайвань составило 2,7 млн чел. Тайвань после вспышки эпидемии в 2003 г., связанной с инфицированием подтипом коронавируса (SARS), создал серьезную службу экстренного реагирования на подобные эпидемии. А именно: единый для всей страны Центр управления по борьбе с эпидемиями, который входит в состав Национального центра по управлению угрозами здоровью населения (NНСС).
Предпринятые в 2020 г. Тайванем меры по сдерживанию эпидемии, вызванной новым коронавирусом COVID-19, и достигнутые им результаты являются примером для других стран. В табл. 1 представлены показатели по распространению коронавируса в Тайване и РФ на 22 марта 2020 г. Они показывают:
В России меры по ограничению распространения нового коронавируса, соответствуют рекомендациям ВОЗ и мерам, которые принимаются другими Европейскими странами. Однако в ряде случаев отстают по срокам и масштабам реализации по сравнению с Тайванем, подробно - см. табл. 1.
В Тайване буквально с 1 января 2020 г. началась работа по предотвращению распространения инфекции. 20 января была активирована работа единого центра во главе с Министром здравоохранения (врача по образованию). Он имел полномочия координировать работу в регионах и муниципалитетах, а также других министерств - образования, торговли, экономики, труда, транспорта и др.
Уже с 20 января Правительство Тайваня организовало ежедневные брифинги с населением, где выступали вице-президент, министр здравоохранения, главный эпидемиолог с разъяснением ситуации и рекомендациями. С первых же дней были установлены штраф в размере 100 тыс. $ США за дезинформацию, и работала горячая линия для населения.
В Тайване уже 5 января было организовано медицинское наблюдение и изоляция на 14 дней граждан, прибывающих из Уханя. Всем, с подозрением на инфекцию, проводилось обследование на 26 типов вирусов. На 27 день от начала эпидемии были объединены базы данных медицинского страхования и миграционного контроля. Всем прибывшим из районов, опасных по эпидемиологической обстановке, выдавались государственные мобильные телефоны, устанавливалась обязательная изоляция на 14 дней и осуществлялся жесткий контроль за ее соблюдением.
За нарушение изоляции был установлен штраф 5 тыс. $ США. Сортировка прибывающих по степени риска производилась прямо в аэропортах на основании предварительно заполненной электронной формы с иcпользованием QR кода.
В Тайване с 20 января по 7 февраля последовательно вводились меры по ограничению въезда граждан из Китая, Гонконга и Макао, а также были вывезены все туристические группы оттуда. В конце февраля была установлена обязательная карантинизация для граждан, прибывающих из Ирана, Южной Кореи и Италии. В стране был установлен жесткий контроль за мерами повышенной дезинфекции общественных мест и транспорта, запрещен выезд всех медицинских работников из страны, мобилизованы военные для производства медицинских масок, осуществлялся контроль за распределением дефицитных товаров (медицинских масок, дезинфицирующих средств и др.) по медицинским организациям и аптекам. Все организации получили четкие инструкции по действиям, в случае выявления подозрительных и/или подтвержденных случаев коронавируса. Приняты меры по поддержке экономики (2 млрд. $ США) и граждан (всем, кто, оказался на неоплачиваемом больничном, ежемесячно выдается субсидия 630 $ США).
Риски, связанные с возможным распространением коронавируса в РФ и в Москве по сравнению с Тайванем Готовность системы здравоохранения к работе в кризисных условиях определяется уровнем экономического развития страны, мощностями и объемом финансирования системы здравоохранения. В этом отношении РФ в среднем и Москва находятся в крайне неблагоприятных условиях, по сравнению с Тайванем, см. табл. 2. Из нее видно:
Такая ситуация с ограниченными мощностями системы здравоохранения, в связи с тем, что будет необходимо развертывать дополнительные мощности по наблюдению и лечению пациентов с коронавирусом, может привести к ограничению оказания медицинской помощи пациентам с другими заболеваниями. Соответственно, без принятия мер есть риски дополнительных смертей, связанных с обострением хронических заболеваний у этих пациентов.