Авторы: д.м.н., ректор ВШОУЗ Г.Э. Улумбекова;
Главный аналитик по организации здравоохранения ВШОУЗ И.В.Петрачков
21 апреля 2020 г.
Предлагаемые меры основаны на анализе: Национальных рекомендаций США по борьбе с COVID-19 (28 марта)1, Национального плана США по выявлению и отслеживанию случаев с COVID-192 (10 апреля); рекомендаций ВОЗ по борьбе с эпидемией COVID-19 (обновления 14 апреля)3, рекомендаций Американского общества инфекционистов (16 апреля)4, рекомендаций университета Джона Хопкинса для региональных властей (17 апреля)5.
Переход от I фазы "Ограничение распространения" ко II фазе "Поэтапное облегчение мер социальной изоляции" (reopening). II фаза подразумевает поэтапное открытие предприятий, школ и других образовательных учреждений, проведение массового тестирования, жесткий контроль над карантином выявленных зараженных и их контактов, наличие достаточных мощностей системы здравоохранения для лечения пациентов в случае тяжелого течения заболевания.
I. Главные условия и рекомендации по переходу ко II фазе:
1) Отсутствие массовой передачи вируса, число репродукции (передачи) меньше 1. Это означает, что прирост (разница между последующим и предыдущим значением) числа случаев заражений и смертей - отрицательный. Ежедневный прирост числа смертей с 1 по 20 апреля в Москве и РФ представлен в Приложении 1. На нем видно, что в Москве и РФ пока имеется положительный прирост числа зараженных и числа смертей. В связи с тем, что число зараженных во многом зависит от количества и качества тестов, то при расчете числа репродукции лучше использовать показатель ежедневного прироста числа смертей. Расчеты можно сделать исходя из допущения, что число умерших составляет 3% от заразившихся, что от момента заражения до смерти прошло 15 дней (где 5 дней - средний срок инкубации, а 10 дней - среднее время болезни до смертельного исхода), и что смерти регистрируются максимально точно. Регистрация смертей важна, в частности, если смерти от COVID-19 регистрируется только при наличии лабораторного подтверждения, и при этом не учитываются смерти с клинической картиной COVID-19 без лабораторного подтверждения, то общее число смертей от этой инфекции может быть занижено, соответственно, будет занижено и репродуктивное число. Расчеты показывают, что ежедневное число репродукции (15-дневной давности) в Москве пока еще выше единицы.
Для более точных выводов о тенденциях его изменения необходимо дальнейшее наблюдение.
2) Возможность проведения массового тестирования населения, как методом молекулярной диагностики (на наличие вируса), так и серологическим методом (на наличие антител к вирусу). Число необходимых тестов для РФ определено путем экстраполяции расчетов для США, где для выявления заболевших и их контактов (в среднем 10 чел.) необходимо около 500 тыс. тестов в день6. Тогда для РФ необходимо проведение около 230 тыс. в день. Сегодня в РФ в сутки делается 117 тыс. тестов7, соответственно дополнительно потребуется более 100 тыс. тестов. Массовое тестирование потребуется вне стен медицинских организаций, в том числе с помощью мобильных лабораторий. Тестирование необходимо начинать с граждан, которые наиболее подвержены заболеванию (старший возраст, симптомы ОРВИ, наличие сопутствующих заболеваний, медицинские работники и др.). В случае выявления позитивного теста на COVID-19 необходимо назначить карантин на 14 дней, отследить контакты этого зараженного, провести тестирование контактировавших и установить их изоляцию до получения результатов тестирования, а также информировать медицинских работников. Управление тестированием должно осуществляться централизованно, в том числе централизованно происходить закупки расходных материалов, должен устанавливаться порядок проведения тестирования, проводиться контроль качества тестирования, сводиться информация в единый центр.
3) Наличие и поддержание в рабочем состоянии достаточных мощностей системы здравоохранения. Путем экстраполяции расчетов, сделанных для коек реанимации в США (5-7 коек на 10 тыс. населения), определено, что в РФ коек реанимации (включая резервные) потребуется от 73 тыс. до 100 тыс. То есть дополнительно в среднем - 36 тыс. коек к 50 тыс. имеющимся. Аппаратов ИВЛ также потребуется от 73 тыс. до 100 тыс., т.е. дополнительно в среднем - 46 тыс. к 40 тыс. имеющимся8. В РФ коек "активного" лечения (без коек: психиатрических, реабилитации, туберкулезных и длительного лечения) потребуется не менее 438 тыс. (из расчета 30 на 10 тыс. населения). В РФ сегодня этих коек достаточно (700 тыс.). Однако для разных регионов, необходимо сделать свои расчеты, так как имеющееся там число коек и другие условия - разные.
4) Наличие необходимых кадров для отслеживания заболевших и их контактов. Если использовать среднее число кадров, которое было необходимо разным странам для формирования службы отслеживания, то для РФ это - 45 тыс. чел (30 чел. на 100 тыс. населения). Квалификация таких специалистов - высшее образование и 2-х недельный курс обучения. Если их средняя оплата труда будет 40 тыс. руб. в месяц, то для их подготовки и оплаты труда на 5 месяцев, потребуется около 12 млрд руб.9
5) Контроль над распространением инфекции в местах повышенного риска - медицинских организациях, домах престарелых, общежитиях для иностранных рабочих и др.
6) Обеспечение мер безопасности в образовательных организациях и на рабочих местах - социальное дистанцирование, дезинфекция, измерение температуры и контроль симптомов.
7) Ограничение завоза инфекции - скрининг приезжающих в аэропортах, карантин при необходимости.
8) Обучение населения мерам безопасности, четкие инструкции губернаторам, этапность облегчения мер социальной изоляции.
II. Последствия пандемии коронавируса и мирового экономического кризиса для РФ
По расчетам акад. РАН Р.И. Нигматулина и проф. Б.И. Нигматулина, ожидаемое падение ВВП РФ в 2020 г. составит 10,5% (1,9% - из-за инфляции + 1,6% из-за нерабочих дней в апреле + 7,0% из-за падения мировых цен на нефть и газ). Это составит 11,4 трлн. руб. (в ценах 2019 г.). Из-за этого упадут денежные доходы населения и покупательский спрос, что вызовет уменьшение стоимости реализованных товаров и услуг, произведенных всеми предприятиями, включая предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ). Из-за этого произойдет дополнительное падение ВВП на 2,3%. Итого в РФ в 2020 г. ВВП, по оптимистическому сценарию, снизится на 12,8%, или на 14 трлн. руб. (в ценах 2019 г.). Это заметно выше падения ВВП (7,8%) в 2009 г. и близко к падению ВВП в странах Европы и Северной Америки по оценкам зарубежных специалистов.
Для смягчения кризиса предлагается увеличить объемы средств, направляемые на поддержку бизнеса и покупательской способности населения. В РФ сегодня эти меры составляют всего 1,2% ВВП. Во всех индустриальных странах государства выделяют 10% ВВП и более для преодоления пандемии и спасения производительных сил. Исходя из того, что потери РФ составят более 10% ВВП, чтобы избежать триллионных убытков населения, сумму на компенсацию этих потерь нужно будет многократно увеличить, приблизив ее к 10 трлн руб., что равно 130 млрд долларов. Германия (83 млн. чел.), Великобритания (66 млн. чел.), Франция (66 млн. чел.) выделяют от 500 до 1000 млрд. долларов, а США (331 млн чел) выделят 2000 млрд. долларов.
Приложение: рис. "Ежедневный прирост числа зараженных и умерших в РФ и Москве"
Примечания
1 https://www.aei.org/research-products/report/national-coronavirus-response-a-road-map-to-reopening/
3 COVID-19 Strategic Preparedness and Response Plan
8 http://kremlin.ru/events/president/news/63001
9 40 тыс. руб. х 45 тыс. чел. х 5 мес. х 31% начисления + обучение ~ 12 млрд руб.