Эта фраза - из письма московского врача анестезиолога-реаниматолога, работающего с пациентами, зараженными СOVID-19 (сообщение было опубликован в Facebook, выдержки из него прилагаются к данному письму). В период эпидемии, судя по письму, избыточный документооборот и требования к медицинским организациям, не снизились, а только возросли, просто перешли в дистанционный формат. Это увеличивает огромную нагрузку и создает дополнительный стресс для медицинских работников, отвлекая их от лечения пациентов. Видимо, Постановления Правительства №432 от 3 апреля 2020 г., в котором установлено, что приостанавливаются все плановые проверки медицинских организаций в системе ОМС, оказалось недостаточно.
И в мирное время бесконечная травля медицинских работников со стороны контролирующих органов, Следственного комитета и потребительский экстремизм, создавали нетерпимые условия для работы, а сегодня, когда каждая минута на счету, это вообще недопустимо.
В это время в США, как мы писали ранее, с 31 марта 2020 г. по указанию администрации Президента крупнейшая государственная страховая организация (Centers for Medicare and Medicaid Services - CMS), одобрила новый закон, по которому на время эпидемии отменяются действующие и вводятся новые требования, обязательные к немедленному исполнению на всей территории США. В том числе были снижены требования по ведению бумажной документации - записей при осмотре пациентов (кроме лекарственных назначений), отсрочено представление многочисленной отчетности, отменено большинство контрольных проверок и региональные нормативные акты, которые будет невозможно выполнять в условиях огромной нагрузки.
В РФ немедленно необходимо принять Приказ Минздрава РФ об упрощенном порядке документооборота и сведении имеющихся требований к необходимому минимуму. Например, упростить требования к заполнению амбулаторных карт и историй болезни, отменить действие норм Приказа Минздрава №203-н, он оценивает качество медицинской помощи по 2,4 тыс. показателей, в то время, когда в развитых странах используется для этих целей не более 30.
Отсрочить проведение большинства проверок, в том числе дистанционных, и далее свести их до минимума, отложить рассмотрение жалоб пациентов и далее ввести запрет на их рассмотрение правоохранительными органами без предварительного заключения профессиональной медицинской организации по профилю.
Свести до минимума многочисленную финансовую отчетность, требуемую в системе ОМС, которая не представляет дополнительной ценности для лечения пациентов, например, только по оплате медицинской помощи при онкологических заболеваниях используется 7 видов отдельных отчетных форм (оплата за посещение, оплата за диагностическое исследование - 2 вида, оплата за курс химиотерапии, оплата за госпитализацию, оплата по двум спискам ВМП и т.д.).
Контрольным органам (Росздравнадзор) и соответствующим подразделениям ФОМС, чтобы на период эпидемии занять их делом, надо поручить устранить все дублирования и противоречия в нормативных актах, а также разработать полноценную систему управления качеством медицинской помощи, ориентированную на профилактику нарушений и их исправление, а не только на контроль и наказание, как у нас сегодня.
Для справки: действующая нормативная база по вопросам управления КМП избыточна - в ней действует 14 несогласованных между собой нормативных актов, контроль проводится по 2,5 тыс. процессных показателей (во всех развитых странах применяется не более 30 результирующих показателей).
Действующие нормы в порядках оказания медицинской помощи систематически не согласуются с нормативами, рассчитанными на основании других документов, нормативные сроки ожидания медицинской помощи не согласованы с нормативами трудозатрат врачей и с фактической обеспеченностью медицинскими кадрами и стационарными койками, обязательные критерии качества медицинской помощи зачастую неисполнимы из-за нехватки необходимых материально-технических и финансовых ресурсов (подробно противоречия в нормативной базе и предложения по их исправлению представлены в главе 5.10 монографии "Здравоохранение России: что надо делать", 2019 г., с ней можно ознакомиться по ссылке
Ректор, д.м.н. Г.Э. Улумбекова
Приложение. Выдержки из сообщения на Facebook врача московской больницы
"Врачи реанимаций деморализованы чудовищной, беспощадной даже для скоропомощных больниц летальностью. Разбиты усталостью, трудностью работы в новых условиях, в неудобной форме. Убиты нехваткой людей, нехваткой собранного с миру по нитке абы какого оборудования, нехваткой простых лекарств и рядовой расходки- И в это время находятся люди и организации, которые знают, чем развлечься в тылу. Практически по каждому больному в реанимации врач должен заполнить бланк телемедицинской консультации. После этого каждый день надо направить динамику по этому пациенту с указанием о выполнении рекомендаций. МГФОМС заявил, что проверит 100% историй болезни с кодом U07. Тот самый МГФОМС, который вместе с мэрией и ДЗМ 2 мес. назад сказал, что не нуждается ни в федеральных ни в частных учреждениях и своих больных лечит сам, а через месяц сделал предложение "помочь Москве" с пистолетом у виска. Минздрав и их региональные клоны не отстают - запрашивают отчеты по жалобщикам и умершим в онлайн режиме. Росздравнадзор пошел дальше - начал проверки на местах и затребовал немедленно предоставлять истории болезни всех умерших. Следственный комитет ждет своего часа. И пошла бумажная работа. Сотни человеко -часов уходят на это - печатаются липовые отчеты и истории с тоцилизумабом всем поголовно, сказки о лучшей в мире помощи, в точном соответствие с мудрыми рекомендациями Министерства. Они ждут наших ошибок, чтобы поймать и унизить. Отчитаться и спихнуть вину. Получить награды и заработать денег. Дорогие наши проверяющие. Подождите пару месяцев. Пройдет эпидемия, выпишем больных и напишем вам все, как вы хотите. Расставим запятые, где положено- Но до этого времени, пожалуйста -(подразумевается - отстаньте)... от врачей.. Если (кто) и спасет, то врач и медсестра у койки, от которой вы их отрываете-".