Правительство РФ выделило из своего резервного фонда около 7,5 млрд рублей на выплаты за июль медработникам, которые находятся в непосредственном контакте с больными коронавирусом.
Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин 2 июля, сообщила в воскресенье пресс-служба правительства.
Поддержать врачей, средний и младший медперсонал, водителей скорых, которые в настоящее время трудятся в условиях повышенной нагрузки, распорядился президент России Владимир Путин. Изначально было принято решение, что пособие будет выплачиваться в течение трех месяцев, начиная с апреля. Затем этот срок был продлен до конца лета, напомнили в пресс-службе.
Несмотря на оперативно принятые Правительством меры, в мае по стране прокатилась волна жалоб медработников на невыплаты положенных им средств. В ряде регионов России Следственный Комитет провел проверки. Кто виноват в невыплатах врачам? Какие альтернативные решения, касающиеся поддержки медработников, были бы еще более эффективны? И как будет решаться проблема выплат в обозримом будущем?
Комментарий эксперта
Николай Прохоренко, кандидат экономических наук, первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением:
"В России централизованная система управления здравоохранением, поэтому переложить всю ответственность за невыплаты медработникам на регионы, на мой взгляд, не совсем справедливо. У региональных властей давно синдром выученной беспомощности. Этот феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году. Ученые поставили эксперимент на собаках по схеме Ивана Павлова: после характерного высокого звука, животных в двух клетках било электротоком. Собаки в первом вольере могли избежать пытки, нажав носом на специальную панель, а во втором - никак не имели возможности повлиять на ситуацию. В результате исследования было доказано, что опыт неконтролируемости неприятных событий вызывает у живого существа беспомощность, пассивность и нежелание менять ситуацию, даже когда появляется шанс. Возвращаясь к теме выплат в субъектах, отмечу, что регионы "палец о палец не ударят", пока не прочитают федеральный документ.
Регионы выполнили ровно то, что было написано в Постановлении Правительства. Мало того, есть аналог. За работу с ВИЧ-инфицированными медработникам идет доплата в зависимости от того времени, которое врач или другой медработник контактировал с зараженными людьми. В этом случае высчитываются минуты, часы, поэтому управленцы здравоохранения ничего нового не изобрели.
Расчет выплат производится по нормам времени на прием, разработанным Минздравом России. Например, осмотр у инфекциониста должен занимать 20 минут. И если появляется больной, медорганизация рассчитывает, по каким нормам, через какие кабинеты он должен пройти и через какие кабинеты прошел. Далее по минутам согласно нормативам медработникам начисляется доплата. Поэтому пытаться свалить на регионы вину за невыплаты очень легко, но не совсем справедливо.
На мой взгляд, проблему нужно было решать несколько иначе. У медработников есть как минимум три уровня риска, связанные с общением с потенциально больными или уже зараженными ковидом. Первый уровень - это ковидстационары. Там совершенно очевидно, есть тесный, длительный контакт, и вероятность заражения очень большая. Второй уровень - общая врачебная сеть, которая продолжает работать, и никто не может гарантировать, что на прием к врачу не придет человек, который не является переносчиком коронавирусной болезни. И третий уровень - там, где по маршрутизации или по особенностям приема стационары или поликлиники специально стараются быть нековидными, но они тоже соблюдают все эпидемиологические меры, применяют средства индивидуальной защиты, чтобы остаться незараженными и не передать эту заразу другим. И поэтому, на мой взгляд, доплаты должны получать абсолютно все медработники, но разделенные по этим уровням. На третьем уровне за то, что применяются усиленные средства индивидуальной защиты, для того, чтобы уберечь людей. На втором уровне, когда возможен контакт, доплачивать чуть больше, на первом уровне нужно делать выплаты в том объеме, который озвучил Президент.
В этом случае не будет нареканий у других людей, потому что медработники, у которых не доказан контакт с ковидным больным, если они работают не в кодидном стационаре, возникает чувство недоумения, ведь они тоже находятся "под прицелом", но никаких доплат не получат.
Я думаю, что в итоге всем, кому сейчас положено, выплаты сделают. Последние изменения Постановления Правительства датированы 15 мая. Поэтому в настоящее время все деньги доводятся, уже все региональные власти получили и окрик, и четкое понимание того, что ни один человек не должен остаться недовольным. Кроме того, на сайте госуслуг есть возможность пожаловаться напрямую на невыплату, поэтому я думаю, что существующие проблемы решатся. К сожалению, не будет выплат всем медработникам, которые потенциально могут заразиться, при том, что такой риск существует для всех - через врачей ежедневно идет очень большой поток людей. Однако благодаря тому, что в Постановление включили и фельдшеров, и водителей, я думаю, что среди тех, кто реально и официально контактирует с ковидными больными, недовольных через какое-то время не останется. Но возникнет другая проблема - невыплата страховых возмещений по случаям заболевания и смерти. По откликам из регионов, похоже, что государство как всегда пытается сэкономить, не признавая многие из этих случаев страховыми".