2 сентября 2021 г. на Восточном экономическом форуме (ВЭФ, Владивосток) состоялась сессия "Партнерство против пандемии: антикризисные стратегии в медицине" (https://www.vshouz.ru/news/vshouz/41769/).
Заключение по результатам обсуждений и резюме выступлений с комментариями подготовлены ректором Высшей школы и организации здравоохранения (ВШОУЗ) д.м.н. Г.Э. Улумбековой.
Заключение
В докладах большинства выступающих были отражены мероприятия, реализованные в период пандемии. Проблемы и пути их решения (уроки) обсуждались в 3-х сообщениях - Г.С. Изотовой, А.П. Петрова, Г.Э. Улумбековой. Однако ни один выступающий, кроме Г.Э. Улумбековой, не назвал главную проблему российского здравоохранения - недостаточное государственное финансирование, из которой вытекают все остальные: дефицит медицинских кадров и лекарств, изношенность основных фондов ЛПУ и др. Все это говорит об отсутствии сегодня общего понимания, что проблему низкой доступности медицинской помощи (и, как следствие, высокой смертности населения, которая значительно выросла в 2020 г. и продолжает расти в 2021 г.) надо решать путем наращивания мощностей здравоохранения и объемов бесплатной медицинской помощи, а для этого необходимо дополнительное финансирование здравоохранения. Очевидно, что для достижения национальных целей - снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) до 78 лет к 2030 г. необходимы дополнительные средства. Это плюс 500 млрд руб. каждый год к предыдущему году без учета средств на пандемию, чтобы к 2025 г. достичь 5% ВВП. По-другому достичь целей НЕВОЗМОЖНО. Сбережение российского народа должно стать абсолютным приоритетом в государственной политике и распределении государственных средств. При этом роль будущих депутатов Государственной Думы и Минздрава России одна из определяющих и в достижении цели, и в объяснении руководителям страны необходимости увеличения государственного финансирования здравоохранения.
Резюме докладов (последовательность дана в соответствии с порядком выступления на сессии).
Виктор Сергеевич Фисенко - первый заместитель министра здравоохранения РФ.
Что было сделано Минздравом во время пандемии:
- Создана информационная система мониторинга показателей по распространению эпидемии и задействованности ресурсов здравоохранения в регионах в режиме реального времени. Она позволила оперативно и гибко реагировать на изменения и своевременно разворачивать коечный фонд.
- Приняты новые федеральные законы, которые позволили быстро вводить в оборот новые лекарственные средства для борьбы с новой коронавирусной инфекцией, в том числе вакцины.
- Периодически выпускались временные методические рекомендации по организации и оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (всего на данный момент 11 версий).
- Проводилась работа по обучению и повышению квалификации медицинских кадров через Интернет-портал непрерывного медицинского образования.
- Изменены механизмы финансового обеспечения медицинских организаций, что позволило своевременно направлять в них необходимые средства.
- Применялась комбинированная модель фармакологических и нефармакологических методов борьбы с пандемией.
В заключительном слове В.С. Фисенко отметил, что для борьбы с пандемией Минздраву России необходимые средства выделялись оперативно.
Вероника Игоревна Скворцова - руководитель, Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) (онлайн).
В.И. Скворцова отметила, что пандемия позволила ускорить реализацию следующих стратегий, в том числе на базе ФМБА:
- Организации медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией по принципам военно-полевой хирурги (сортировка пациентов по степени тяжести и прогнозу);
- Внедрения новых методов выявления и реагирования на выгорание медицинских работников (для чего были разработаны специальные опросники);
- Организации консультаций регионов с главными внештатными специалистами Минздрава России через цифровую платформу;
- Поддержки региональных медицинских организаций крупными (до 100 чел.) мобильными бригадами ФМБА;
- Разработки технологических платформ для создания новых лекарственных средств и тестовых систем (например, в ФМБА разработано новое противовирусное лекарство "МИР", которое проходит II фазу клинических испытаний);
- Ускорение международного сотрудничества с участием Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Кирилл Александрович Дмитриев - генеральный директор, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) (онлайн).
К.А. Дмитриев подчеркнул роль РФПИ, благодаря которой вакцина "Спутник-V" стала доступной в 70 странах (где проживает 4 млрд. чел.), а также были разработаны новое лекарство против СОVID-19 и тест-системы:
- быстрая мобилизация и вложение в разработки почти 22 млрд руб.;
- повышение востребованности вакцины в мире - публикация в научном журнале "Lancet", проведение клинических исследований в других странах, реклама и ведение переговоров; например, в ближайшее время будут опубликованы данные о высокой эффективности (свыше 90%) вакцины "Спутник-V" против штамма "дельта", по результатам исследования, проведенного в Сан-Марино;
- разработка и быстрая регистрация бустерной дозы вакцины "Спутник-лайт" для ревакцинации;
- предложение по смешанному бустированию "Спутником-V" после вакцинации другими зарубежными вакцинами.
Он отметил, что для выхода на зарубежные рынки приходилось преодолевать лобби крупных зарубежных производителей. Он также считает, что у российской вакцины "Спутник-V" побочных действий меньше, чем у зарубежных вакцин (прим. ред. - последнее требует точных научных подтверждений). Глава РФПИ сказал, что заболеваемость COVID-19 в РФ ниже благодаря тому, что российские граждане провакцинированы "Спутником -V" (прим. ред. - данный тезис спорный, так как в РФ провакцинировано только 30% населения. Реальная заболеваемость с учетом недовыявленных случаев и высокого уровня смертности от новой коронавирусной инфекции в РФ может быть даже выше, чем в ряде европейских стран).
Андрей Дмитриевич Каприн - генеральный директор, Национальный медицинский исследовательский центр радиологии Министерства здравоохранения РФ (онлайн).
В работе онкологической службы РФ было принято верное решение - не закрывать медицинский исследовательский центр и продолжать оказывать медицинскую помощь онкологическим пациентам. В результате был накоплен уникальный опыт её оказания больным с онкологическими заболеваниями и новой коронавирусной инфекцией, который был востребован коллегами из-за рубежа (Швейцария, Италия, Япония и др.). Во время пандемии с ними был налажен тесный и постоянный контакт.
Галина Сергеевна Изотова - заместитель председателя, Счетная палата РФ. Докладчик отметил наличие в российском здравоохранении следующих проблем:
- Низкая доступность и качество медицинской помощи, дефицит медицинских кадров. Решением данного вопроса может стать реализация программы модернизации первичного звена здравоохранения (прим. редактора - данная программа направлена преимущественно на обновление инфраструктуры медицинских организаций и не решает кадровой проблемы - главного условия повышения доступности медицинской помощи).
- Недостаточные финансовые ресурсы на базовую программу государственных гарантий. Для решения этого вопроса предлагается сделать расчеты себестоимости оказания медицинской помощи по клиническим рекомендациям, которые Минздрав России должен разработать по всем заболеваниям.
- Несовершенство методики распределения субвенций по базовой программе ОМС между субъектами РФ. Решение - в методике необходимо учесть такие показатели, как уровень смертности и заболеваемости.
- Отсутствие конкуренции между медицинскими организациями (МО). Решение - увеличение доли участия частных МО в оказании программы госгарантий. (Прим. редактора - конкуренция между медицинскими организациями в ситуации дефицита ресурсов и мощностей в системе здравоохранения неэффективна, для достижения равного доступа граждан к бесплатной медицинской помощи необходима распределительная система и маршрутизация пациентов. Для расширения доли участия частных МО в программе госгарантий необходимо увеличения объемов бесплатной медицинской помощи (то есть государственного финансирования здравоохранения), в противном случае перераспределение объемов помощи (соответственно финансовых средств) от государственных МО к частным МО подвергает риску бесперебойную деятельность первых.).
Гузель Эрнстовна Улумбекова - ректор, ВШОУЗ.
Докладчик озвучил 4 тезиса: о национальных целях, о проблемах здравоохранения, об их причинах и о том, что надо делать.
1) Цели. Необходимо найти решение по достижению Национальных целей, поставленных в Указе Президента РФ - снижение смертности, повышение рождаемости и увеличение ОПЖ с нынешних 71,5 лет до 78 лет к 2030 г.
2) Проблемы. РФ с точки зрения кумулятивных показателей заболеваемости и смертности от новой коронавирусной инфекции проходит пандемию на уровне развитых стран (Германия, Канада). "И это заслуга медицинских работников и органов управления здравоохранением во главе со штабом отрасли - Минздравом России", - подчеркнула Г.Э. Улумбекова.
Однако в РФ в 2020 г., по сравнению с 2019 г., избыточная смертность в расчете на 1 млн. населения составила 2300 чел. Это самый высокий показатель среди развитых и развивающихся стран - на 23% выше, чем в Польше, почти на 40% выше, чем в США, в 5 раз выше, чем в Германии, в 14 раз выше, чем в Южной Корее. Более того, эта повышенная смертность от всех причин продолжает расти - за 6 месяцев 2021 г. она составила +17%, по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.
3) В чем причины избыточной смертности в РФ? Их три:
Первая и главная - ослабление системы здравоохранения из-за длительного недофинансирования. В РФ государственное финансирование здравоохранения долгое время было около 3-3,2% ВВП, а, например, в Польше и Южной Корее - 5%, в Германии, Норвегии и Японии - почти 10% ВВП. "Как следствие, мы не можем позволить себе достаточные мощности системы здравоохранения и необходимые объемы бесплатной медицинской помощи. В хорошо финансируемых системах здравоохранения возможностей и резервов всегда больше. У нас есть положительные примеры - смертность от новообразований за 2020 г. не выросла, что явилось следствием увеличения ее объемов и финансирования (+24%)", - сообщила Г.Э. Улумбекова.
Вторая причина - мы проиграли войну с инфодемией. Несмотря на то, что в РФ уже зарегистрировано 4 вакцины против новой коронавирусной инфекции, полностью привито только 30% от всего населения, при этом в Европе и Северной Америке эта доля приближается к 60%. Работа со СМИ и населением была недостаточной и несистемной. Можно привести опыт Тайваня и Южной Кореи. Они, наученные горьким опытом прошлых эпидемий, ежедневно проводили брифинги во главе с министром здравоохранения для СМИ и населения. Оперативные штабы по борьбе с пандемией у них возглавлялись министром здравоохранения, что позволяло оперативно и профессионально координировать работу с другими ведомствами (министерством транспорта, промышленности, таможенной службой) и санитарно-эпидемиологической службой.
Третья причина: во время второй и третьей волн эпидемии РФ не могла позволить себе такое же жесткое ограничение социальных контактов, как это делали страны с мощной экономикой, например, Германия и Австралия (у них ВВП на душу населения в 2 раза выше, чем в РФ). Как следствие, в нашей стране происходило более высокое инфицирование населения, соответственно, росли нагрузка на систему здравоохранения и дополнительные смерти.
4) Что делать, исходя из этих уроков? Главное - поэтапно до 2025 г. увеличить государственное финансирование здравоохранение до 5% ВВП. "Для борьбы с болезнями необходимы солдаты и офицеры (медработники), танки, пушки и авиация (оборудование), тыловые резервы, и мощная агитация. Именно медицинские работники должны стоять во главе с борьбой с инфодемией - тому есть научные доказательства", - убеждена Г.Э. Улумбекова.
Задачи стоят огромные, но, к сожалению, лоббисты у здравоохранения слабые, и у большинства до конца нет понимания, что недостаточное финансирование здравоохранения - это прямые потери российских граждан. "Со всей ответственностью хочу сказать: чтобы ответить на чаяния нашего народа и выполнить наказы Президента, другого пути, кроме увеличения государственного финансирования здравоохранения, нет. Хотим ОПЖ 75 лет - надо госрасходы на здравоохранение увеличить до 5% ВВП, хотим 78 лет - надо до 7% ВВП. И это доказано эмпирическим путем - по уровню финансирования стран Восточной Европы и методом регрессионных расчетов на всех регионах страны", - заявила Г.Э. Улумбекова.
Касательно здравоохранения ДФО: в ДФО здравоохранение и другие условия для жизни людей должны быть не хуже, чем в Москве. Например, здравоохранение в Москве финансируется почти в 2 раза больше, чем в среднем по России, а в ДФО это в сопоставимых деньгах, даже ниже, чем в среднем по стране.
Станислав Константинович Кузнецов - заместитель председателя правления, ПАО Сбербанк. Выступающий отметил следующие меры во время пандемии, которые реализовывал Сбербанк на уровне страны и своей организации:
- финансирование разработок вакцин и лекарств;
- помощь в размещении заказов на СИЗ (средства индивидуальной защиты) в Китае и организация их доставки в РФ в начале и далее в период пандемии;
- оперативный штаб в Сбербанке был создан в первые дни пандемии; в его задачи входили: обеспечение бесперебойной деятельности организации, защита сотрудников, помощь в их лечении, соблюдение мер безопасности для посетителей, организация дистанционных цифровых сервисов для населения;
- Системное информирование сотрудников о необходимости вакцинации позволило добиться того, что 80% из них полностью привиты.
Высокий уровень информатизации Сбербанка позволил успешно справиться с работой в период пандемии и локдауна, компания готова делиться этим опытом. Серьезной проблемой назван возросший уровень киберпреступлений. За период пандемии Сбербанку удалось ликвидировать 16 тыс. фишинговых сайтов, однако для снижения уровня такого рода преступлений необходимы специальная программа и межведомственное сотрудничество.
Александр Петрович Петров - руководитель подкомитета по вопросам обращения лекарственных средств, развитию фармацевтической и медицинской промышленности, Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья.
Выступающий отметил следующие проблемы, которые необходимо решить в здравоохранении РФ:
- Неравенство регионов в доступности к медицинской помощи, в том числе существенные различия в оплате труда медицинских работников, которые вынуждены выезжать в те регионы, где она выше. Решение - централизация управления здравоохранением и выравнивание системы оплаты труда медицинских работников - "она должна быть справедливой", сказал А.П. Петров.
- Недостаточная цифровизация здравоохранения, как следствие, невозможность вести достоверную статистику, например, по учету потребности населения в лекарственных средствах.
- Недостаточное лекарственное обеспечение населения. Решение - создание национальной системы лекарственного обеспечения, развитие в удаленных территориях "Сбераптек", балансировка потребности в лекарствах и объемов отечественного производства.
Докладчик отметил необходимость существенной поддержки развития медицинской науки, а также сохранения и далее (без пандемии) того уровня государственного финансирования здравоохранения, который сложился в период пандемии.