Экономисты и представители системы здравоохранения обсудили возможность увеличения бюджета на здравоохранение и его экономический эффект в рамках круглого стола "Увеличение финансирования здравоохранения в 2 раза - необходимое условие сбережения российского народа", который состоялся 6 сентября.
Удвоение расходов на здравоохранение стало бы не очередным повышением расходов федерального бюджета, а реальной инвестицией в человеческий капитал. Такое мнение высказал академик РАН, президент Центра им. Д. Рогачева Александр Румянцев в ходе круглого стола "Увеличение финансирования здравоохранения в два раза - необходимое условие сбережения российского народа".
"Расчеты показывают, что на каждый дополнительный 1 рубль в финансирование здравоохранения государство получает дополнительный доход в ВВП страны в размере 7 рублей за счет снижения смертности и инвалидности трудоспособного населения", - заявил Александр Румянцев.
По словам академика РАН, повышение финансирования медицины может способствовать оживлению экономики России, развитию медицинской и фармацевтической промышленности, поддержке социальной стабильности в обществе и как следствие, сохранению человеческих жизней.
Прямую связь между увеличением финансирования медицины и сбережением народонаселения видит и ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) в России Гузель Улумбекова. По мнению Улумбековой, если сохранять финансирование здравоохранения на нынешнем уровне, каждый год убыль населения в России будет составлять 500 тысяч человек.
"Ожидаемой продолжительности жизни 78 лет в 2030 году, снижения смертности и увеличения рождаемости - задач, которые перед нами поставил президент Владимир Путин - мы можем достичь, только если будем ежегодно добавлять не менее 500 млрд рублей к финансированию здравоохранения", - подчеркнула ректор ВШОУЗ.
Улумбекова считает, что дополнительные средства бюджета должны пойти прежде всего на повышение оплаты труда врачей и медработников, устранение неравенства зарплат у медицинских работников по России; лекарственное обеспечение населения и на финансирование дополнительных специальных программ - паллиативной помощи, развития геронтологической службы, программ реабилитации и др.
По мнению доктора экономических наук, директора АО "Мосэкспертиза" Владимира Гришина, стоявшего у истоков Федерального фонда обязательного медицинского страхования в России, существуют множество способов, чтобы изыскать дополнительное финансирование здравоохранения в России. В частности, только за счет отмены льгот, которые сегодня предоставляются работодателям по оплате взносов в ФФОМС, можно получить 500 млрд рублей.
"Сегодня фактически до 50% расходов на медицину граждане оплачивают из собственного кармана, тогда как в советское время этот показатель составлял чуть более 10%. Необходимо отказаться от привязки взносов к фонду оплаты труда (ФОТ). На здравоохранение можно направлять процент от НДС, акцизы от табака и алкоголя. Пришло время принимать решения, изыскивать ресурсы и резервов", - полагает Владимир Гришин
Директор Центра проблем организации, финансирования и межтерриториальных отношений в здравоохранении Института региональной экономики и межбюджетных отношений Андрей Рагозин поддержал идею необходимости отвязывания взносов от ФОТ. По мнению Рагозина, такая модель хорошо работает в странах с высокой производительностью труда и небольшим теневым сектором экономики и не очень применима в России.
"Источников дополнительных средств на медицину может быть особый медицинский НДС, введение налога с продаж, повышенных взносов с владельцев экологически опасных производств, повышенных акцизов на вредящие здоровью товары. Есть множество инструментов, которые можно использовать, чтобы стимулировать работодателя создавать "чистые" рабочие места и возмещать затраты на лечение профессиональных заболеваний", - считает Андрей Рагозин.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что только тщательный, выверенный, спокойный, детальный, многоуровневый анализ того, какие источники могут пополнить бюджет здравоохранения, позволит повысить финансирование медицины без ущерба других статей государственных расходов.