Как следует из расшифровок генома этого варианта, часть его происходит от «Кентавра», которому в микробиологии присвоили кодовый номер BA.2.75. Сегодня известно о циркуляции этого штамма более чем в 10 странах мира, в том чисел в Канаде, Нидерландах, Великобритании, Германии и США. Другая часть генома «химерного» вируса принадлежит новому варианту BJ.1.
«Шум о BJ.1 начался в первых числах августа, когда из Индии начали загружать геномы коронавируса из семейства «Омикрона» BA.2, но сразу с 13 новыми мутациями в шипах, которые должны были сделать этот штамм почти неуязвимым к антителам, — рассказал «Известиям» ученый-генетик Дмитрий Прусс.
По его словам, постепенно начали в базах появились геномы из других стран, но за пределами Азии их пока найдено мало, то есть вирус не получил широкого распространения. Однако на прошлой неделе о BJ.1 вспомнили снова, когда по разным континентам начали появляться гибридные вирусы. Начало генома у таких штаммов принадлежит BJ.1, а конец — «Кентавру». За первые два дня после открытия гибрид «Кентавра» с BJ.1 ученые обнаружили в Сингапуре, Нью-Йорке и Израиле.
Подобные штаммы, как и варианты с некоторым мутациями, характерными для разных подвидов «Омикрона», будут появляться и дальше, считает главный внештатный детский аллерголог-иммунолог минздрава Московской области Андрей Продеус. И антитела действительно могут плохо их распознавать.