Экономисты раскритиковали снижение расходов на здравоохранение в проекте бюджета на 2022 год

31 октября 2021

Предусмотренное проектом федерального бюджета на 2022 год сокращение финансирования здравоохранения может негативно отразиться на борьбе с пандемией коронавируса. К такому выводу пришли специалисты крупнейших университетов, проанализировав документ. Они настаивают на увеличении финансирования или хотя бы сохранении его на прежнем уровне.

Экономисты крупнейших вузов и члены Общественной и Торгово-промышленной палат проанализировали проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, который был внесен правительством в Госдуму в конце сентября. Специалисты раскритиковали заложенное в документе сокращение расходов на здравоохранение. Они обратили внимание на рост смертности и возможные риски усиления пандемии коронавируса.

Отзывы экспертов Института экономики Российской академии наук, Высшей школы экономики, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и др. размещены на официальном портале Госдумы.

Российский экономический университет

В условиях сохраняющихся рисков усиления мировой пандемии коронавируса следует крайне негативно оценить абсолютное и относительное сокращение за трехлетний период расходов по разделу "Здравоохранение" (на 124 млрд руб., или на 9,2%, с одновременным сокращением их доли в ВВП с 1,1% в 2021 году до 0,8% в 2024), считают эксперты РЭУ. По их мнению, угроза распространения коронавирусной инфекции предполагает утверждение финансирования сферы здравоохранения не ниже объемов 2020-2021 годов.

Специалисты указали, что преждевременное снижение финансирования в условиях продолжающейся мировой пандемии может негативно отразиться на ее преодолении и "обеспечении стратегически важной задачи по народосбережению". "Необходимо не только сохранить стимулирующие выплаты медицинскому персоналу на уровне 2021 года, но и увеличить расходы на реализацию противоэпидемиологических мер, в т.ч. на инвестиции, связанные с дальнейшей разработкой противовирусных вакцин", - говорится в заключении.

Эксперты напомнили, что в подготовленных ранее заключениях на проекты федерального бюджета они уже говорили о необходимости увеличения расходов на здравоохранение и образование. Это способствовало бы росту продолжительности жизни населения, продолжительности его активной трудовой деятельности, а также росту количества работников с высшим образованием и увеличению средней заработной платы.

"Считаем, что снижение финансирования по разделу "Здравоохранение" в законопроекте и сохранение его на текущем относительном уровне делает труднодостижимой реализацию целей национального развития, обозначенных в указе Президента России, даже к 2030 году", - резюмируют экономисты.

Экономический факультет МГУ

Специалисты МГУ также обратили внимание на то, что "продолжающийся пандемический кризис и крайне избыточная смертность в России" остаются "без должной реакции бюджетной политики". "В свете рекордных показателей избыточной смертности в России по сравнению с большинством стран мира необходимо не сокращение расходов на здравоохранение по сравнению с пандемийным пиком, а, как минимум, сохранение на том же уровне", - отмечают они.

Высшая школа экономики

В ВШЭ напомнили об утвержденном федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов (Закон № Э85-ФЗ от 08.12.2020), которым было предусмотрено сокращение расходов в 2021 году по сравнению с фактическими расходами 2020 года на 16% и их медленное снижение в последующие два года. Они связывают это с тем, что власти ожидали преодоления эпидемии в текущем году, но "фактические показатели заболеваемости и смертности от новой коронавирусной инфекции на протяжении года вплоть до настоящего времени свидетельствуют о том, что эпидемия еще далека от завершения".

"Даже если эпидемия новой коронавирусной инфекции будет остановлена в 2022 году, последствия для здоровья граждан от снижения доступности медицинской помощи при неинфекционных заболеваниях, имеющие место в период этой эпидемии, будут проявляться в последующие годы, и для их преодоления потребуются дополнительные расходы на профилактику обострений, лечение заболеваний и реабилитацию пациентов", - подчеркивают экономисты ВШЭ.

Институт экономики РАН

Специалисты исследовательского института РАН обратили внимание на то, что даже на фоне "открытой войны с пандемией коронавируса" гораздо более значительные суммы направляются на "закрытую подготовку к укреплению национальной обороны". Доля расходов на "Национальную безопасность и правоохранительную деятельность" по отношению к ВВП на протяжении всех трех лет выше расходов на "Здравоохранение" на 1,2% (в 2022 - 2,1%, в 2023 и 2024 - 2,0% против 0,9 и 0,8% соответственно).

"Поскольку угрозы здоровью населения актуализировались в связи с весьма вероятным продолжением пандемии в 2022 году, особое внимание требует национальный проект "Здравоохранение" и программы развития здравоохранения, не включенные в состав данного национального проекта", - подтверждают в РАН позицию других экспертов.

ОП и ТПП

В Торгово-промышленной палате (ТПП) сочли "вызывающим сомнение" запланированное авторами проекта бюджета расходов на здравоохранение в предстоящем бюджетном цикле. В объединении отметили, что снижение доли расходов раздела "Здравоохранение" по отношению к ВВП противоречит рекомендации Всемирной организации здравоохранения выделять на медицину не менее 5% ВВП.

"В условиях сохраняющейся пандемии коронавируса, роста смертности от нее, с одной стороны, а также хронического недофинансирования сферы здравоохранения в периоды бюджетной консолидации, с другой стороны, сокращение расходов по указанному направлению противоречит задаче народосбережения в рамках концепции национальной безопасности РФ", - уверены специалисты ТПП.

Общественная палата (ОП) назвала "неоправданным" уменьшение финансирования важнейших национальных проектов "социального блока" - здравоохранения и образования. "В результате по затратам на здравоохранение Россия окажется на одном из последних мест среди развитых стран мира", - говорится в ее заключении.

Проект закона "О федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 гг." был опубликован 30 сентября. Согласно документу, общие расходы федерального бюджета на здравоохранение снизятся с 1,36 трлн руб. в 2021 году (по бюджетной росписи на 1 сентября) до 1,25 трлн руб. в 2022-м. В общем объеме расходов федеральной казны доля здравоохранения также уменьшится с 5,8% в 2021 году до 5,3% в 2022-м. В последующие годы расходы на здравоохранение будут снижаться.

При этом в Госдуме опровергают наличие проблем с финансированием здравоохранения в бюджете следующего года. Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров сравнил расходы на отрасль за пять лет. По его данным, в 2017 году на здравоохранение было потрачено 2 трлн 828,4 млрд руб., в 2018 - 3 трлн 313,3 млрд руб., в 2019 - 3 трлн 811,5 млрд руб., в 2020 - 4 трлн 437 млрд руб. На 1 сентября текущего года уже было истрачено 5 трлн 60,5 млрд руб. Он уточнил, что в проекте бюджета на 2022 год на эти цели заложено 5 трлн 188,5 млрд руб. без учета средств, которые предстоит распределить во втором чтении законопроекта о бюджете.