Алексей Кудрин: карантин ускорил цифровизацию Счетной палаты

12 июня 2020

Текущий год поставил перед Счетной палатой новые вызовы: ведомство не только ускорило внедрение новых технологий, но и совершило настоящий прорыв в цифровизации аудита. О новых продуктах высшего органа государственного аудита, о планах в области аудита международных организаций, о необходимости защищать цифровые данные гражданина, а также о проблемах госуправления в интервью ТАСС в актуальном для нынешнего времени дистанционном формате рассказал глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

- Алексей Леонидович, уже два года вы возглавляете Счетную палату. За это время ведомство прошло достаточно большой путь и превратилось из просто контролера в партнера государства, который не только указывает на проблемы, но и предлагает или имеет представление о том, как эти проблемы решать. Как вы сами оцениваете проделанную работу? Вы еще в начале пути или уже можно подвести первые итоги?
- Начну с последней части вашего вопроса. Наша стратегия развития рассчитана на шесть лет. Так что мы еще в первой половине пути, даже первой трети. Одно из направлений - это дополнить традиционную функцию финансового контроля функцией стратегического аудита с выявлением значимых и системных проблем развития страны, а затем - предложить подходы к их решению. Сейчас мы уже делаем пофакторный анализ проблемных областей, выявляем серьезные недостатки в стратегическом планировании. Но сформулировать новую политику и требования к ней - это более сложная вещь. Мы разрабатываем новые подходы и методы, которые бы позволили нам вырабатывать механизмы решения системных проблем. Необходимо разрабатывать такие шаги и меры политики, которые были бы адекватны, правильны, тщательно проработаны и обоснованы. Вообще это делают во всем мире, и мы стараемся научиться лучшим практикам в этом, перенимаем передовой зарубежный опыт. Помимо традиционных предписаний и представлений Счетной палаты мы на основании проверок формулируем рекомендации объектам нашего аудита. Теперь будем делать на этом дополнительный упор, выделим так называемые приоритетные рекомендации, ключевые, на наш взгляд, для развития страны. В течение года мы запустим новый продукт Счетной палаты - базу данных наших рекомендаций. Будем отслеживать их внедрение.
- Будут ли федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) и госкомпании обязаны выполнять эти рекомендации и отчитываться об их исполнении? Перед кем? Перед Счетной палатой?
- Обязательными к исполнению являются предписания и представления Счетной палаты. Они указывают на уже совершенные ошибки и нарушения, которые объекты, естественно, обязаны исправить. Рекомендации не будут носить обязательный характер, мы не должны подменять органы исполнительной власти. Рекомендации в первую очередь будут направлены на то, чтобы исключить саму возможность нарушений и непосредственно причины возникновения проблем. ФОИВы и госкорпорации должны быть заинтересованы в получении подобных рекомендаций от нас, ведь это выгодно для них. Как-то забывается, что вся суть аудита - это помочь найти и устранить проблемные точки. Думаю, что это станет серьезным толчком к совершенствованию госуправления. Мы уже сейчас даем в год несколько сотен рекомендаций, по некоторым из них работа ФОИВами ведется очень активно, по другим - нет. Конечно, тут и на нас лежит ответственность хорошо обосновывать, "защищать" наши рекомендации. Уверен, что следование рекомендациям Счетной палаты поможет органам власти экономить миллиарды бюджетных средств...
- Два года назад, когда вы возглавили Счетную палату, вы озвучивали амбициозные задачи, которые касались повышения прозрачности госуправления, внедрения KPI для каждого министра, для каждого министерства. Но тогда таких серьезных проблем перед страной, как сегодня, не стояло. В связи с последними событиями, в связи с пандемией, которая фактически поместила страну в новую реальность, будете ли вы пересматривать ваши цели, корректировать их?
- Своей миссией мы определили - совершенствование государственного управления как условие устойчивого развития нашего общества и достойной жизни человека и информирование о реальных тенденциях и рисках развития нашей страны. И в этом смысле, конечно, приоритетом нашей работы за последний год был мониторинг исполнения национальных целей и национальных проектов. Мы провели анализ национальных целей, декомпозировали их, чтобы ответить на вопрос: а как их можно было бы добиваться и соответствуют ли им действия правительства. На Совете по стратегическому развитию в декабре я прямо сказал президенту, что национальные цели не имеют реальных планов, а правительство не сконцентрировано на их выполнении. Нацпроекты вообще оторваны от наццелей, живут своей жизнью, не являются проблемными и будут решать скорее частные, локальные задачи. Президент дал поручение по итогам Совета по стратегическому развитию, где он потребовал провести сопряжение наццелей и нацпроектов. Это первое. В ближайшее время мы опубликуем наш доклад по анализу национальных целей по снижению бедности в два раза к 2024 году и по реальному росту доходов и пенсий. Мы проанализировали все меры правительства в этом направлении, это глубокий анализ - там около двух тысяч разнообразных мероприятий, которые имеют отношение к этой проблеме. Мы выявили, что реально делается, что - нет. Что имеет доказанный эффект, действительно поможет бедным. В общем, это готовый пример того, как надо разбирать политику в той или иной сфере. Этот подход мы применим выборочно и к анализу других целей. Это, в общем, очень сложная, серьезная задача. Мне кажется, она совпадает по времени с задачами, которые себе ставит правительство. Поэтому, может, будем друг другу помогать или обмениваться информацией, чтобы войти в следующий бюджетный цикл с более уверенными и продуманными мерами по достижению этих целей. Тем более что бедность стала еще более актуальной, у нас в этом году реальные доходы снизятся, то есть бедных станет больше, а не меньше. Значит, эта задача на оставшиеся три года, до 2024 года, станет еще более сложной.