Юрист Инна Викулова: потребительский экстремизм в медицине растет
Судебные дела, связанные с некачественным оказанием медицинских услуг, характеризуются существенным ростом количества и постоянным увеличением размеров взыскиваемых сумм. Об этом сказала исполнительный директор "Мобильной юридической службы" Инна Викулова 25 сентября на "круглом столе" "Страхование ответственности врачей" в Московской торгово-промышленной палате.
Риски законодательного регулирования продолжат расти, прогнозирует она, потому что происходит постоянное ужесточение государственного контроля: медицинская деятельность - лицензируемая сфера, к тому же социально острая, к ней привлечено большой внимание.
По данным Росздравнадзора, которые привела эксперт, в 2018 г. ведомством было проведено 6244 проверки в сфере соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности и выявлено 11 427 нарушений. Вынесено 753 предупреждения, приостановлено действие 23 лицензий.
"Происходит постоянное увеличение размеров взыскиваемых сумм по искам, которые подаются в суды общей юрисдикции - это иски по защите прав потребителей из-за некачественного оказания медицинских услуг. Тенденция по этим делам такова, что суды проявляют особую лояльность к потребителям и достаточно критично относятся ко всем доказательствам, которые предоставляются медицинскими организациями. Суды, как правило, принимают сторону потребителя", - рассказала Инна Викулова.
Она подметила и еще одну тенденцию: пациенты становятся все более грамотными: "Соответственно с ростом правового сознания потребителя возникает больше так называемого потребительского экстремизма, когда правовые знания используются не для защиты своих прав, а для извлечения выгоды. В частности, они намеренно изыскивают неточности в оформлении документации, дефекты, которые даже не сказались на качестве предоставленных услуг и лечения, но формально могут служить основанием для привлечения медицинской организации к ответственности". По словам Инна Викуловой, потребителю экономически выгодно и интересно судиться с медицинскими организациями.
Чтобы минимизировать риски, юрист рекомендует оптимизировать документооборот в медорганизациях, внедрить четкие инструкции по работе с документацией для персонала, контролировать поступление обращений и жалоб пациентов, использовать правильную стратегию досудебного урегулирования конфликтных ситуаций с клиентом, повышать уровень правовой грамотности медицинских работников.