Онкологи снова просят Минздрав начать работу над отдельными клиническими рекомендациями (КР) по сопроводительной и поддерживающей терапии. Но в Минздраве утверждают, что все необходимые варианты помощи уже отражены в ведомственных документах и в существующих КР.
Российские онкологи несколько месяцев просят Минздрав начать работу над отдельными КР по терапии осложнений. Это, по словам врачей, даст возможность помогать пациентам справляться с осложнениями, возникшими в процессе основного лечения, об этом сообщил "Коммерсантъ".
Российское общество клинической онкологии (RUSSCO), Национальное общество детских гематологов и онкологов, Российское общество онкогематологов, Российское общество онкоурологов, Ассоциация специалистов по проблемам меланомы, Российское общество специалистов по опухолям головы и шеи, Национальное общество онкопульмонологов, Российское общество специалистов по колоректальному раку, фонд "Вместе против рака" обратились к министру здравоохранения Михаилу Мурашко с просьбой включить своих председателей в состав рабочей группы для разработки клинических рекомендаций по сопроводительной и поддерживающей терапии.
В июле RUSSCO, "Вместе против рака" и другие противораковые организации предупредили, что целый комплекс медуслуг - профилактика и терапия осложнений, связанных с лечением рака, не вошел в КР. По словам врачей, сейчас онкоклиники не могут госпитализировать больных с осложнениями, так как страховая компания не возместит расходы на их лечение. При этом зачастую цена вопроса настолько незначительна, что медучреждения оплачивают расходы из собственного бюджета. Иначе пациент, получивший дорогостоящую химиотерапию, может умереть из-за того, что больница не имеет права закупить для него дешевое лечение от осложнений.
В Минздраве в ответ на критику профессионального сообщества заявили, что пациенты получают необходимую помощь. "В действующих тарифах учтена возможность проведения сопутствующей терапии для коррекции нежелательных явлений (например, противорвотные препараты, препараты, влияющие на структуру и минерализацию костей и др.) и для лечения и профилактики осложнений основного онкологического заболевания", - сообщили в пресс-службе ведомства.
Сотрудник отделения клинической фармакологии и химиотерапии НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина Алексей Трякин уточнил, что в КР не учтены следующие осложнения: анемия, тошнота и рвота, патология костной ткани, кардиоваскулярная токсичность, дерматологические осложнения, тромбоэмболические осложнения, анорексия и кахексия, хронический болевой синдром, иммуноопосредованные нежелательные явления, мукозиты. Он добавил, что пациенты не имеют возможности получать всю необходимую сопроводительную терапию, кроме препаратов для лечения и профилактики фебрильной нейтропении и агранулоцитоза в узком перечне схем.
Как заявили в Минздраве, также выделен тариф для оказания медицинских услуг в случае, если больному необходимо проведение исключительно поддерживающей терапии и симптоматического лечения.
Адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций "Вместе против рака" Полина Габай уточняет, что речь идет о двух тарифах (st36.012 и ds36.006). Они имеют низкие коэффициенты затратоемкости (0,5 и 0,4 соответственно), не позволяющие в полной мере покрыть все расходы на проведение поддерживающей терапии.
Кроме того, данные тарифы отнесены не к профилю "Онкология", а к профилю "Прочее". Поэтому на практике оплата случаев госпитализации пациентов, имеющих осложнения, на онкологические койки с применением этих тарифов не возмещается страховыми организациями или возмещается, но не в полном объеме. Ситуация осложняется тем, что в немногопрофильных онкологических диспансерах лечить пациентов по иным профилям невозможно, поскольку лицензия выдана медорганизации на конкретную деятельность.