Актуальность. Указом президента определен целевой показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (СППЖ) в 78 лет, в 2030 году – 80 лет. Современная демографическая ситуация в РФ характеризуется тем, что число умерших будет расти (в старшие возрастные когорты переходит многочисленное поколение «беби-бум» (начала 50 - 60 гг.), а среднегодовая численность населения уменьшается за счет естественной убыли (только в 2013, 2014, 2015гг. естественный прирост составлял 0,2-0,3 на 1000 населения) и снижения миграционного прироста (в 2017 г всего 211878 человек).
В Нижегородской области начиная с 1992 года и по настоящее время, не наблюдалось положительного естественного прироста. Миграционный прирост населения в последние годы снижался, а в 2017 году трансформировался в свою противоположность: миграционная убыль – 74 981 человек.
Таким образом, следует признать, что существуют значительные риски невыполнения целевого показателя по ожидаемой продолжительности предстоящей жизни.
Цель исследования: разработка единой методики анализа и мониторирования основных демографических показателей и показателей деятельности здравоохранения (область - муниципальные образования):
Материалы и методы: анализ открытых статистических данных (Росстат) и показателей смертности и деятельности медицинских организаций ГБУЗ НО «МИАЦ»
Результаты и обсуждение: СППЖ в Нижегородской области ниже, чем в целом по РФ и составил в 2016 году 70,8 лет (мужчины – 64 года, женщины – 76 лет, по РФ – 72,2, 67,5 и 77,6 соответственно). Вместе с тем, следует отметить, что территория Нижегородской области состоит из муниципальных образований различных по показателям естественного движения населения. Колеблемость показателя общей смертности в 2016 наблюдалась в пределах от 24,6 ‰ (Спасский район) до 12,8‰ (Тоншаевский район), при средне областном показателе 15,4‰. В широких пределах изменяется и показатель естественного прироста (убыли) населения: от –16,7 до – 0,2 ‰.
Поскольку, затруднительно влиять на глобальные процессы, закономерным шагом является задача снижения показателей смертности населения по территориям Нижегородской области.
Нижегородская область – крупное территориальное образование си численностью населения более 3 мл. 247тыс. человек. Территория разделена на 51 муниципальных образований и городских округов.
Территории имеют значительные различия в демографических и медико-социальных показателях, что диктует необходимость разработки единого алгоритма отнесения территории к группам риска и планированию мероприятий по дальнейшему анализу показателей, аудита организации медицинской помощи и определения проблем и точек роста в каждой группе.
Определение относительного риска для каждой территории производилось на основании анализа показателя общей смертности и уровней смертности от ведущих причин: болезни системы кровообращения, новообразования, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, некоторые инфекционные и паразитарные болезни. По классу болезней «внешние причины» строился отдельный рейтинг.
В результате расчетов были определены отклонения показателей от средне областных и по величине отклонения были присвоены условные коэффициенты: территории, где показатели ниже или равны срене областному показателю - коэффициент 0; территории, где отклонения показателей в пределах 0- 10% - коэффициент 2; территории, где отклонения показателей в пределах 10,1- 20% - коэффициент 3; территории, где отклонения показателей в пределах 20,1- 30% - коэффициент 4; территории, где отклонения показателей выше 30,1% - коэффициент 5.
Аналогично были присвоены коэффициенты территориям по показателям смертности мужского населения и показателям смертности мужского населения в трудоспособном возрасте.
Суммирование полученных коэффициентов позволило выстроить рейтинг территорий и распределить их по группам относительного риска (таблица 1).
Таблица 1
Распределение территорий по группам риска
Относительный риск Количество территорий
Без выраженного риска 4
Низкого риска 16
Среднего риска 15
Высокого риска 11
Крайне высокого риска 14
Итого 60*
*- отдельно анализировались районы г. Нижний Новгород
По каждой группе риска территорий анализировалось кадровое обеспечение ПМСП. Анализ позволил выявить значительный дефицит физических лиц врачей, оказывающих ПМСП.
В настоящее время изучается уровень знаний врачей по клиническим рекомендациям и планируются мероприятия для каждой группы риска: аудит организации ПМСП; экспертная оценка каждого случая смерти, в том числе в трудоспособном возрасте; аудит организации медицинской помощи при ведущих причинах смерти; анализ выявленных проблем в организации медицинской помощи; образовательные мероприятия.
Выводы: отнесение территории в группу относительного риска позволяет разработать и осуществить целевые мероприятия, что актуально при наличии большого количества территорий со значительной изменчивостью демографических показателей.