Интерактивный медико-социальный сервис на основе онлайн-коммуникации: опыт проектирования и внедрения

25 ноября 2019
Авторы: Федонников А.С.

Введение. Неравный доступ населения к ресурсам здравоохранения на региональном уровне является на сегодняшний день одной из основных причин негативных оценок экспертного сообщества проводимых реформ в отрасли. Несмотря на осуществляемые преобразования, ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не происходит [1]. В условиях дефицита ресурсов одним из приоритетных направлений повышения эффективности и обеспечения доступности медицинских услуг является проектирование и внедрение в практику здравоохранения медико-социальных сервисов, функционирующих на основе онлайн-коммуникации, что позволит повысить качество информационного взаимодействия между ключевыми субъектами системы здравоохранения – пациентами и медицинскими организациями, что экономически целесообразно, так как позволяет достичь определенных медико-социальных результатов без существенных инвестиций в инфраструктуру отрасли [2]. Одной из нозологических областей, для которой актуально внедрение сервисов онлайн-коммуникации является патология опорно-двигательной системы, вклад которой в общее бремя болезней признан ВОЗ и Всемирным Банком доминирующим по причине высокой распространенности и выраженности негативных социально-экономических последствий. В структуре данной патологии лидирующие позиции занимает остеоартроз тазобедренных и коленных суставов [3]. Реализация хирургического этапа лечения с применением технологии эндопротезирования является практически решенной задачей – в нашей стране по программам ВМП осуществляется ежегодно более чем 100 тыс. операций. При этом формируется контингент пациентов с имплантированными конструкциями, реабилитация которых требует постоянного сопровождения. Однако системные факторы ограничения доступности услуг здравоохранения на послеоперационном этапе – дефицит квалифицированных кадров в амбулаторном звене профильных служб регионов на уровне 40%, недостаточное финансирование региональных программ реабилитации, низкий уровень обратной связи с пациентами со стороны региональных служб здравоохранения [4] – в перспективе создают риск социально-экономической девальвации достигнутого на этапе хирургического лечения медицинского результата.
Материалы и методы. С целью повышения качества повышения качества медицинской помощи и организации послеоперационной реабилитации пациентов на базе НИИ травматологии, ортопедии нейрохирургии Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского (НИИТОН СГМУ) в 2018-2019 гг. была разработана и апробируется Система мониторинга и обратной связи (СИМОС) на основе онлайн-коммуникации. С использованием СИМОС проведено медико-социологическое исследование, включившее 581 профильного пациента, который постоянно проживают в 21 регионе России.
Результаты. Для оценки востребованности СИМОС разработаны и апробированы определенные критерии: отклик получателей; временной диапазон между рассылкой и входом в систему; повторное использование; полнота использования сервисов. Критерий «отклик получателей» составил в ходе организационного эксперимента 45,9%. Согласно полученным данным, наибольшее число входов в систему осуществляется в день рассылки. Показатель «повторное использование» за период исследования составил 4,8. Среди предпочитаемых инструментов коммуникации выявлен практически равный потенциал использования электронной почты (15%) и социальных сетей (12,5%). СИМОС обладает широким функционалом, давая возможность решать ряд важных задач – получать новые знания и вырабатывать векторы организации медицинской помощи, расширять аспекты взаимодействия пациента и системы здравоохранения, формируя пациентцентрическую модель оказания медицинской помощи и реабилитации. Представленная разработка реализует принципы социального маркетинга – в условиях развития здравоохранения и возрастания конкуренции среди учреждений, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи, приоритет выбора пациента будет формироваться в отношении организаций, демонстрирующих личностно ориентированный подход. Разработка данного сервиса позволит внести вклад в трансформацию процессов организации здравоохранения за счет достижения определенного уровня автоматизации информационного взаимодействия ключевых субъектов здравоохранения – пациента и медицинской организации, а также мониторинга результатов лечения и послеоперационной реабилитации профильных пациентов.
Литература.
1.Отчет Счетной палаты о реформе здравоохранения. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21297.
2.World Health Organization. Global diffusion of eHealth: making universal health coverage achievable. Report of the third global survey on eHealth. Geneva; 2016.
3.The Bone and Joint Decade. Global Alliance for Musculoskeletal Health. Key facts from The Global Burden of Disease 2012.
4.Федонников А.С., Еругина М. В., Андриянова Е. А., Норкин И. А. Медико-социологическая диагностика организации реабилитации пациентов после эндопротезирования тазобедренного и коленного суставов. Саратовский научно-медицинский журнал. 2017. Том 13, № 3. С. 761-764.