Вопрос восстановления доверия между врачами и пациентами возможен только при системных изменениях, в которых должны принимать участие все элементы системы здравоохранения. К таким выводам мы пришли при изучении данного вопроса в фокус-группах. Участниками двух фокус-групп стали врачи, начавшие свою трудовую деятельность до и после принятия «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Оценивая состояние системы здравоохранения в прошлом и сейчас, врачи отметили, что идеальной ситуации не существовало. Эффективность системы здравоохранения, не смотря на использование современных методов диагностики и лечения, сейчас сильно ограничивается:
1) отсутствием доверия на уровне врач-пациент;
2) разбалансированностью прав и обязанностей элементов системы здравоохранения;
3) чрезмерным и неэффективным контролем;
4) преобладанием экономических методов управления, не учитывающих социальные и медицинские элементы медицинской деятельности;
5) разобщенностью медицинского сообщества;
Все эти проблемы требуют незамедлительного решения. По мнению участников фокус-групп, будущее в системе взаимоотношений пациент – врач – государство должно быть связано со следующими факторами:
1) пациенты: рост уровня жизни и повышение ответственности за состояние своего здоровья; мотивация к здоровому образу жизни и активное включение в программы профилактики;
2) медицинские работники: повышение уровня жизни; снижение нагрузки; доброжелательное отношение к пациентам; зависимость заработной платы от уровня профессионализма и достижения целевых показателей; заинтересованность в повышении квалификации; участие в программах наставничества; активное участие в деятельности профессиональных сообществ;
3) медицинская организация: расширение полномочий и автономности; повышение компетентности руководителей медицинских организаций в вопросах управления, экономики и права; привлечение сотрудников к управлению и решению проблемных вопросов в деятельности медицинской организации; оснащение медицинских организаций на современном уровне; прозрачная система мотивации персонала; заинтересованность в повышении квалификации персонала; внедрение корпоративных тренингов, направленных на повышения доброжелательности и пациентоориентированности; внедрение системы адаптации молодых специалистов и наставничества; ориентация деятельности на повышение качества медицинской помощи; получение и подтверждение аккредитации, в том числе на основе международных стандартов;
4) государство и контролирующие органы: повышение финансирование системы здравоохранения и образования; приоритет презумпции невиновности в «ятрогенной юстиции»; система контроля должна стать прозрачной, а требования контролирующих органов – стандартизованными и непротиворечивыми; ужесточение требований к компаниям, принимающим участие в системе госзакупок;
5) органы управления здравоохранением: повышение компетентности и ответственности чиновников; внедрение системы активного и реального привлечение медицинской общественности в решение актуальных проблем системы здравоохранения; минимизация числа запросов в медицинские организации, которые могут быть собраны в рамках единой медицинской информационной системы; внедрение в системе ОМС не только штрафных санкций, но и поощрительных мер; поддержка системы наставничества в медицинских организациях;
6) профессиональные медицинские сообщества: активное участие в деятельности системы здравоохранения; участие в разработке и корректировке профессиональных стандартов; разработка и корректировка клинических рекомендаций; отстаивание интересов медицинских работников;
7) медицинское образование: изменение системы среднего специального и высшего медицинского образования в соответствии с современными условиями; повышение качества медицинского образования за счёт практикоориентированности; создание конкурентных условий при обучении студентов в медицинских вузах; интеграция среднего специального и высшего медицинского образования; гибкость системы дополнительного профессионального образования (ДПО); установить аккредитационные требования к образовательным организациям, принимающим участие в системе ДПО; ввести ограничение на объём и сроки дистанционного обучения в ДПО (не более 50%);
8) средства массовой информации: информирование о положительных результатах работы медицинских организаций и медицинских работников, а не только отрицательных; создание и поддержание независимого рейтинга медицинских организаций; этичность в вопросах оценки деятельности медицинских работников;
9) отечественные производители медицинского оборудования и лекарственных препаратов: повышение качества производимой продукции; активное внедрение в свои процессы принципов надлежащей производственной практики;
Таким образом, только системная работа способна оказать положительное влияние на нормализацию отношений в системе взаимоотношений пациент – врач – государство.