Новация в Закона РФ «Об охране здоровья граждан в РФ» о монополизации независимой медицинской экспертизы профессиональными ассоциациями врачей имеет несколько существенных недостатков, связанных с противоречиями с действующим законодательством:
1. Из законопроекта следует, что независимая экспертиза может быть только в отношении медицинской документации, а все иные виды экспертиз, предусмотренные законодательством, не являются независимыми: судебно-медицинская, экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС, экспертиза качества Росздравнадзора – все они проводятся также с использованием медицинской документации на имя конкретного пациента, но не являются независимыми.
Таким образом, все виды экспертиз, предусмотренные действующим законодательством, данным законопроектом объявляются нелегитимными, т.к. не отвечают главному потребительному признаку – независимость, а, следовательно, и объективность. Кто может выступить заказчиком зависимой, т.е. необъективной экспертизы? Только - коррупционер, следовательно, предложение законопроекта – прокоррупционно.
2. Из законопроекта следует, что независимая экспертиза может быть выполнена исключительно одной структурой - профессиональной организацией медицинских работников или их ассоциацией. Налицо – уклон в защиту одной из сторон возможного конфликта – стороны медицинских работников. В настоящее время эта модель уже предусмотрена действующим законодательством: пациент обращается в медорганизацию с жалобой, врачебная комиссия в составе медработников обязана провести экспертизу меддокументации и ответить на претензию. Аналогично – по обращению пациента в орган исполнительной власти в сфере здравоохранения назначается комиссия медработников в рамках ведомственной экспертизы меддокументации.
Уставные цели всех профессиональных организаций медицинских работников или их ассоциаций содержат обязательство защищать во всех инстанциях медицинских работников, что противоречит принципу независимости и объективности. Интересы пациента при этом входят в неустранимое противоречие с уставными целями профессиональных организаций медицинских работников или их ассоциаций.
3. Законопроект предоставляет не только монополию профессиональной организации медицинских работников или их ассоциации, но устанавливает право профессиональной организации медицинских работников или их ассоциации определять все существенные условия и требования к экспертизе при полном отсутствии перечисления гарантий качества экспертизы, контрольных органов и прав пациента – все отдано на откуп общественной организации: состав, последовательность и сроки выполнения действий и процедур, проводимых при осуществлении независимой экспертизы медицинской документации пациента, а также требования к экспертам, проводящим данную экспертизу».
Таким образом, налицо уклон законопроекта в защиту оной из сторон конфликта – медицинского работника при умалении прав и законных интересов слабой стороны – пациента.
4. Введение законопроектом ограничения права слабой стороны – пациента на независимую экспертизу в форме ее оплаты из личных средств представляет собой запрещенную конституцией РФ дискриминацию по имущественному признаку. Тарифы на экспертизу не подлежат какому-либо нормированию и регулированию, что является признаком предпринимательской деятельности, дороговизне и, в конечном итоге, к неуклонному их росту, а также доступности только состоятельным пациентам.
5. Законопроект вводит право, а не обязанность по обращению гражданина профессиональной организации медицинских работников или их ассоциации на проведение независимой экспертизы, т.е. умаляет право слабой стороны – «скандального», с точки зрения медработников, пациента на получение результатов: ему может быть отказано в проведении экспертизы без объяснения причин. В законопроекте отсутствуют нормы по обязательству общественной организации медработников по выполнению независимой экспертизы, которые выполняет по собственному усмотрению и желанию вне зависимости от потребности пациентского сообщества.
6. Законопроект умаляет равноправие сторон в суде: независимой экспертизой законопроектом признается только экспертиза, выполненная по собственному усмотрению профессиональной организацией медработников, тогда как заключения других видов экспертиз, поступивших в суд не соответствуют этому требованию по принципу независимости, нарушит требования процессуального законодательства об отсутствии заранее предустановленной значимости доказательств.