Тенденция активизации разработки и интенсивного внедрения информационных технологий (ИТ) в здравоохранении проявляется отчетливо.
Основные задачи цифровизации здравоохранения:
- внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;
- внедрение и развитие медицинских информационных систем во всех медицинских организациях;
- переход на электронный документооборот,
- внедрение дистанционных методов диагностики, мониторинга состоя-ния и лечения пациентов и др.
Информационные технологии все больше применяются в системе медицинского обеспечения населения при ЧС.
Важность применения ИТ в деятельности Службы медицины катастроф (СМК) подчеркивает перечень почти 40 разноплановых мероприятий в государственном задании для ВЦМК «Защита» на 2019 г., которые предстоит реализовать.
Созданная автоматизированная информационно-телекоммуникационная система позволяет бесперебойно проводить видеоселекторные совещания специалистов ВЦМК «Защита» с руководством Минздрава, МЧС, Минобороны и др. ФОИВ – около 1500 мероприятий за 2018г.
Первая очередь Телемедицинской системы Минздрава России включает:
• Федеральный телемедицинский координационно-технический центр на базе ВЦМК «Защита»;
• более 179 федеральных медицинских организаций, в т.ч. 23 НМИЦ Минздрава России;
• около 800 региональных медицинских лечебных организаций.
За 2018 год выполнено более 4,7 тыс. телемедицинских консультаций (ТМК), из них 36,7% консультаций были проведены по экстренным показаниям. В 2019 году предусматривается выполнить не менее 15 тыс. консультаций по 26 основным профилям.
Разработано техническое задание и идет развитие комплексной системы мониторинга состояния наиболее «тяжелых» пациентов, оказанной им меди-цинской помощи, телемедицинских консультаций и медицинской эвакуации.
Для проведения мониторинга выделены следующие составляющие:
блок информации догоспитального периода;
первичный блок информации госпитального периода, включающий объем работ по оказанию экстренной медицинской помощи;
продленный мониторинг тяжелопострадавших, включающий информа-цию об объеме работ по обследованию, лечению, проведению ТМК, а также проведению повторной и последующей медицинской эвакуации;
блок информации, включающий процедуру снятия пациентов с монито-ринга, определение критериев снятия на основании соответствующей документации (единые образцы необходимых документов, например протоколов ТМК, решений врачебных комиссий и консилиумов, др.);
статистическая обработка данных текущего мониторинга с возможностью получения сведений по затребованным параметрам, а так же учет пациентов, снятых с мониторинга.
Анализ полученных данных мониторинга пострадавших за 2018 год показал, что те пострадавшие, которые госпитализируются с места ЧС в медицинские организации 1 уровня - в дальнейшем эвакуируются повторно - 34,0% взрослых и 79,0% детей; а из медицинских организаций 2 уровня эвакуируется 30,0% взрослых и 63,0% детей. Высокими остаются показатели летальности в данных медицинских организациях - 9,3% - 1 уровень и 12,8% - 2 уровень.
Из всех повторно эвакуированных в последующем умирает более 11,0% взрослых и почти 5,0% детей.
Вместе с тем, при грамотной маршрутизации медицинской эвакуации таких потерь можно было бы избежать, хотя во многих ситуациях это сложно при ЧС.
Отсутствие единой диспетчеризации, разнообразие административных решений приводит к нерациональному использованию кадровых и материальных ресурсов, необоснованной маршрутизации пациентов, как в режиме повседневной деятельности, так и при ликвидации последствий ЧС.
Отсутствие критериев качества медицинской помощи при выездных формах работы и проведения медицинской эвакуации не позволяют в полной мере правильно проводить оценку, анализ и своевременность мероприятий по оптимизации организации и оказания конкретного вида медицинской помощи и в конкретной форме, особенно при ЧС, что очень важно в условиях реализации запланированных мер по развитию санитарной авиации. При этом требуется наиболее разумно выстраивать систему маршрутизации медицинской эвакуации и постоянно осуществлять мониторинг её проведения.
Основными направлениями, применительно к которым необходимо продолжать осуществлять разработку и внедрение информационных технологий в деятельность СМК в ближайшие годы, целесообразно считать:
- Управление организацией оказания, качеством медицинской помощи и медицинской эвакуацией при ликвидации последствий ЧС.
-Ресурсы здравоохранения, привлекаемые для ликвидации последствий вероятных ЧС.
- Управление СМК Минздрава России.
Несомненно, применение информационных технологий в деятельности СМК должно основываться на современной базе нормативно-правового регулирования и методического сопровождения всех вопросов столь разнопланового процесса.