Одно из направлений инновационной деятельности руководителей органа управления здравоохранением региона связано с возможностью принятия решения о реорганизации/ликвидации малоэффективных медицинских организаций и направления бюджетных средств на объединение, развитие более перспективных организаций. Возникает задача разработки таких управленческих технологий, которые позволяют обосновать необходимость реорганизации/ликвидации медицинских организаций.
Цель работы состоит в разработке механизма формирования набора управленческих решений на основе технологии инструментального бенчмаркинга, направленных на реструктуризацию медицинских организаций.
Материалами, используемыми при подготовке управленческих решений являются: оценки эффективности деятельности медицинских организаций региона, полученные в результате проведения инструментального бенчмаркинга - BM и оценки удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи, измеренные по методике SERVQUAL - SQI.
Для принятия решения о ликвидации/развитии той или иной медицинской организации органом управления здравоохранением региона на основе оценок, полученных средствами инструментального бенчмаркинга, и оценок степени удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи составляется классификационная матрица. Такая матрица содержит четыре категории: 1- высокие показатели качества оказания медицинской помощи и высокая эффективность деятельности; 2 – низкие показатели качества и высокая эффективность; 3- высокие показатели качества и низкая эффективность; 4 низкие показатели качества и низкая эффективность. Каждая медицинская организация относится только к одной из перечисленных категорий. Метод принятия решений основан на выработке правил, применяемых к той или иной медицинской организации, включенной в одну из четырех категорий.
Так, если медицинская организация имеет высокую оценку эффективности (оценка бенчмаркинга BM ≥ 90%), и высокий показатель качества оказания медицинской помощи (индекс качества SQI положительный и ≥ 0,4), то такую организацию относят к 1-й категории. Соответственно, иная медицинская организация, имеющая низкую эффективность (BM < 70%) и отрицательный индекс качества (SQI < -0,4), будет отнесена к 4-й категории. При наличии промежуточных значений показателей эффективности и качества медицинские организации будут классифицированы во 2-ю или 3-ю категорию.
Проведенная классификация позволяет определить для медицинских организаций, отнесенных к одной из четырех категорий, соответствующий комплекс мероприятий, направленный на совершенствование их деятельности. Так, для медицинских организаций, отнесенных к 4-й категории (низкие оценки эффективности, низкие показатели качества) осуществляется разработка стратегического плана развития медицинской организации, содержащего следующие мероприятия:
- внедрение методов социального стимулирования (повышение окладов, улучшение условий работы персонала, создание условий для повышения квалификации кадров);
- обеспечение медицинского учреждения современной материально-технической базой и новыми медицинскими технологиями;
- внедрение инновационных методов диагностики и лечения;
- изменение годовых объемных показателей с учетом качества оказания медицинской помощи - при участии в исполнении территориальной программы государственных гарантий;
- совершенствование системы контроля за доступностью и качеством оказываемых услуг;
- применение сценариев реструктуризации – повышение/понижение уровня специализации, уменьшение/увеличение коечного фонда, ликвидация в форме присоединения к эффективной медицинской организации.
Соответствующие мероприятия разрабатываются для медицинских организаций, отнесенных к 1-3 категориям.
Применение разработанной методики реструктуризации позволило обосновать ликвидацию в форме присоединения четырех медицинских организаций региона, разработать стратегии развития десяти медицинских организаций-аутсайдеров.
Регулярное (один раз в полугодие) проведение процедур бенчмаркинга эффективности деятельности медицинских организаций региона является источником объективной информации в стратегическом планировании регионального здравоохранения, т.к. задача повышения эффективности использования ресурсов на основе перехода на интенсивные модели развития приводит к существенной реструктуризации сети медицинских организаций.
Регулярное (один раз в полугодие) измерение удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи по методике SERVQUAL является независимым источником информации для принятия управленческих решений.
Разработанная методика реструктуризации создает предпосылки к внедрению экономически эффективных (рыночных) методов управления в здравоохранении, позволяет обосновать стратегическое планирование, направленное на обеспечение последовательной реализации государственной политики в области здравоохранения.