Проект «Организация и запуск корпоративного проектного офиса» в медицинской организации. Выгоды и возможности.

25 ноября 2019
Авторы: Хачатурян В.А.

Цели. Повысить уровень инициатив сотрудников в вопросах развития медицинской организации с помощью методологии проектного управления и эффективной организации труда в интересах пациента и персонала. Введение. Создание системы управления качеством в организации является стратегическим решением, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие [1]. Часто, можно услышать выражение «инициатива наказуема», которое, в первоначальном виде звучит так, «в армии инициатива наказуема». То есть, любая инициатива, проявленная младшим по званию, приводит к тому, что именно он будет вынужден заниматься ее реализацией и понесет ответственность за возможную неудачу. Действующее трудовое законодательство, считает, что обеспечение развития организации является частью трудовой функции работодателя [2]. В то же время, работник не наделен правами на проявление собственных инициатив, направленных на развитие. Реализация приоритетных национальных проектов здравоохранения и выполнение стратегических задач приоритизирует управленческую нагрузку на руководство медицинской организацией и актуализирует вопросы делегирования полномочий по принятию решений в подразделения. Однако, в существующей системе управления, структурное подразделение, обеспечивающее организацию и создание системы сбора и оценки инициатив сотрудников, отсутствует [3]. Процесс генерации инициатив в медицинской организации не регламентирован, а директивно-распорядительный режим не позволяет в необходимом объеме делегировать полномочия. Решением задач системы управления качеством и возможностью создания универсального инструмента для обеспечения развития медицинской организации становится создание корпоративного проектного офиса. Материал и методы. Изучены активы процессов организации ГАУЗ «РКОД МЗ РТ»: модель процессов и видов деятельности, Политика в области качества, стратегия развития на 2017-2020 г, двусторонние договоры с образовательными учреждениями. Проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Проведен опрос руководителей структурных подразделений и осуществлен анализ извлеченных уроков из предыдущих проектов. Проанализированы литературные источники, в которых описаны процессы, признанные хорошими практиками при осуществлении большинства проектов в большинстве случаев [4]. Составлен перечень мероприятий. Результаты и их обсуждение. Для реализации поставленных целей, в ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» создан общественный орган – экспертный совет, целью деятельности, которого, является осуществление анализа научно-практической значимости, клинико-фармакологической эффективности и методического сопровождения инновационных проектов в медицинской сфере. В его задачи входит – изучение материалов по заявленным на рассмотрение проектным инициативам; осуществление оценки научно-практической и социальной значимости проектов; разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности проектной деятельности. Несколько ранее, в ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» создан отдел развития – проектный офис РКОД [5]. Отдел развития обеспечивает работу Экспертного совета в создании системы сбора инициатив сотрудников, их документирование, а также разработку, корректировку и контроль исполнения. По мнению 75 % руководителей структурных подразделений, выгодами корпоративной системы управления проектами является прозрачность отбора, рассмотрение всевозможных сторон, унификация процессов, разработка и принятие внутренних профессиональных правил и стандартов, помощь в организации обучения работников и отсутствие вмешательства в контроль работ по проекту. Есть мнение, что корпоративный проектный офис приносит общую результативность в осуществлении, проектной деятельности. Утвержден перечень проектных инициатив. Выводы. Созданная система управления качеством, меняет парадигму установки «инициатива наказуема» и позволяет координировать усилия специалистов в профессио-нальной деятельности с помощью методологии проектного управления. В рамках проекта организации и запуска корпоративного проектного офиса созданы инструменты, являющиеся необходимыми элементами корпоративной системы управления проектами, обеспечивающие устойчивое развитие медицинской организации в интересах пациента и персонала.
Литература:
1. Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менедж-мента качества. Требования.
2. Трудовой Кодекс РФ.
3. Хачатурян В.А., Фурта С.Д. Проектный офис в медицинской организа-ции: «...to be, or not to be, that is the question...» / Хачатурян В.А., Фурта С.Д. // Инициативы ХХ века. – 2018. № 3-4. – С.39-40.
4. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK)
5. Хайруллин, И.И., Хачатурян В.А. Проектный офис РКОД. Практический опыт внедрения проектного управления в государственном автономном учреждении здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Татарстан / И.И. Хайруллин, В.А. Хачатурян // Общественное здоровье и здравоохранение. – 2018. - №2. – С. 48