Актуальность Параметры заболеваемости жителей России опухолевыми процессами (ОП) остаются высокими (Г.М.Манихас, 2017; А.Д.Каприн и соавт., 2018, 2019; А.М.Беляев и соавт., 2019). Недоучет особенностей организации медобеспечения населения провинциальных МО может обусловливать несвоевременное выявление ОП и, в связи с этим, запоздалое обеспечение больных онкопатологией целенаправленной медицинской помощью (МП), в том числе в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) регионального/федерального уровня (А.Я.Гриненко и соавт., 2007; Л.Д.Роман и соавт., 2011). Данное обстоятельство оказывается побудительным мотивом к поиску и созданию современных ИАС сбора информации о пациентах - жителях малых городов и населенных пунктов сельской местности (НПСМ) в случаях их обращения за МП по поводу ОП. Опираясь на базы данных подобных ИАС оказывается возможным планирование основных мероприятий противораковой борьбы (ПРБ), как в ракурсе профилактики, так и в формате непосредственно лечебно-диагностического процесса (ЛДП).
Цель исследования: оценить роль целенаправленного системного анализа показателей смертности по причине ОП среди жителей муниципалитетов, расположенных вне административных центров регионов, для принятия управленческих решений в ракурсе совершенствования мероприятий ПРБ в первичных звеньях ЗдрХр.
Материалы и методы. Проанализированы данные о 232 случаях летальных исходов по причине ОП среди жителей Кировского муниципального района (МР) ЛО в 2019 г. Использованы медико-статистические технологии, принятые при проведении современных научных изысканий в онкологии и организации ЗдрХр.
Результаты. Установлено, что среди жителей Кировского МР ЛО, умерших в 2019 г., летальные исходы у людей от ЗНО констатированы в 232 наблюдениях. В 14 случаях непосредственной причиной смерти оказались конкурирующие (сопутствующие) заболевания неопухолевой природы, а у 218 больных смерть наступила сугубо от ЗНО.
Анализ данных о случаях смерти, обусловленных сугубо от ЗНО, позволяет констатировать факт, что на учете районного онколога состояли 119 (54,6%) пациентов. Среди них 35 чел. целенаправленно наблюдались более 5 лет (23 - пациента посещали онколога систематически, 5 - не регулярно, а 7, несмотря на пребывание в учетном канцер-регистре, за МП к районному онкологу вообще ни разу не обращались). По поводу ОП IV стадии под наблюдением районного онколога находились 54 больных (среди них 43 чел., кроме основного наблюдения и контроля ЛДП по месту жительства, целенаправленно получали МП при участии специалистов Ленинградского обл. онкодиспансера - ЛОКОД или Ленинградской обл. клин. поликлиники - ЛОКП. Еще 11 человек, наблюдаемые районным специалистами, признаны инкурабельными. При оказании МП этим пациентам онкологи воздержались от проведения хирургического вмешательства и химиотерапии в связи бесперспективностью и небезопасностью лечебных мероприятий из-за запущенности ОП. Все пациенты (11 чел.) этой группы умерли, не прожив и года с момента верификации у них ОП. В хосписных условиях (при Пашской участковой больницы Волховского МР ЛО) МП оказана 23 больным в терминальной стадии ОП (аутопсия тел умерших в хосписе не совершалась по причине очевидности диагноза ЗНО, а в 7 из 23 случаев и в меддокументах не было информации о гистологической верификации ОП у этих пациентов). В 4 наблюдениях, учтенных районным онкологом, больные сами воздержались от какой-либо МП. В 3 случаях смерть онкобольных, состоящих на учете, наступила от осложнений паллиативной химиотерапии.
Среди 99 чел. контингента людей, умерших в Кировском районе ЛО от ЗНО и не состоявших на учете районного онколога, 10 чел., по паспорту были зарегистрированы в других субъектах РФ. О неизлечимом характере заболевания этим 10-ти больным и их близким (представителям) было известно. В 24 случаях смерти онкобольных, не зарегистрированных в районном канцер-регистре, диагноз ЗНО установлен посмертно. Еще 65 чел., не состоявших на учете в Кировской поликлиники ЛО, проходили лечение в ЛПУ г. Санкт-Петербурга (СПб) или других регионов России.
Заключение. Представленные данные отражают, что при оценке мероприятий, организуемых непосредственно в ПЗЗ в ракурсе противораковой борьбы, полнота учета показателей частоты случаев смерти жителей муниципальных территорий от онкозаболеваний имеет важное значение для выработки и принятия управленческих решений. Поэтому сбор и анализ информации о больных ЗНО в плане поиска путей снижения частоты случаев смерти должны осуществляться с использованием современных ИАС, применение которых на муниципальном уровне медицинского обеспечения населения себя оправдывает. Вместе с тем, по техническому уровню ИАС, используемые в ПЗЗ, должны соответствовать цифровые технологии, применяемым специалистами более высоких уровней предоставления онкологической помощи жителям РФ. Только в этом случае мероприятия национального проекта в сфере здравоохранения по профилю «онкология» могут быть осуществлены на надлежащем уровне качества предоставления медицинской помощи.