К вопросу об организации лекарственного обеспечения при предоставлении первичной медико-санитарной помощи в дневных стационарах при городских поликлиниках

15 апреля 2020
Авторы: Смирнова Е.В., Волкова О.А.
Город: Москва
Организация: ГБУ "НИИОЗММ ДЗМ"

Адекватность лекарственного обеспечения при оказании ПМСП является одной из наиболее актуальных проблем. Согласно действующему законодательству бесплатно или со скидкой лекарственные препараты при амбулаторном лечении, в первую очередь из перечня из перечня жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов (ЖВНЛП), получают исключительно декретированные (льготные) категории граждан. Определенная порочность такого подхода, когда при одном и том же диагнозе доступность лечения зависит от статуса пациента (есть/нет инвалидность), заставляет искать подходы к оптимизации лекарственного обеспечения, как необходимого элемента ПМСП. Одним из вариантов решения проблемы, позволяющим обеспечить доступность (медицинскую и финансовую) целевого использования необходимых лекарственных препаратов, что особенно актуально для пожилых граждан, может выступать лечение в рамках ДС.
Цель исследования.
Лекарственное обеспечение дневных стационаров при медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, предоставляющих взрослому населению первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.
Материалы и методы.
Анализ лекарственного обеспечения ДС на основании данных ФСН № 12, 14-ДС и №62 отдельных АПУ; документов, регламентирующих лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи; литературных источников по проблеме исследования.
Результаты и обсуждение.
Как показали результаты исследования, в большинстве АПУ расходы на лекарственные препараты в общих расходах ДС отсутствует в принципе или их доля варьирует от 2% до 10%, а около 80% расходов - расходы на оплату труда персонала. С номенклатурой заболеваний, по которым оказывалась ПМСП в ДС расходы на лекарственные препараты, необходимые для обеспечения лечения, не связаны, что может быть следствием как сложившегося де-факто порядка оплаты ДС за счет средств ОМС на фоне выявленного несоответствия формулировок нормативных документов, так и некорректности учета расходов на лекарственные препараты в ДС, и/или заполнения ФСН, оставляя открытым вопрос самостоятельного приобретения лекарственных препаратов пациентами.
Вопрос о том, “должен ли ДС при АПУ обеспечивать лекарственными препаратами бесплатно?” является одним из наиболее встречающихся и в пациентской, и профессиональной среде. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ при оказании мед. помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов из перечня ЖВНЛП, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в т. ч. специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи. При наличии медицинских показаний (по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организацией осуществляется назначение лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи.
Пунктом 31 Порядка назначения лекарственных препаратов (Порядок), регламентирующим их назначение при оказании помощи в условиях стационара, определено, что «в случаях обследования и лечения гражданина в стационарных условиях в рамках предоставления медицинских услуг на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договора, в том числе договора добровольного медицинского страхования, ему могут быть назначены лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖВНЛП, если их назначение и применение обусловлено медицинскими показаниями» Никаких иных указаний на использование средств граждан, в том числе в ДС, Порядок не содержит.
Следовательно, при оказании медицинской помощи в условиях ДС МО обязана обеспечить пациентов лекарственными препаратами из перечня ЖВНЛП, а также лекарственными препаратами в соответствии с врачебным назначением. Случаи же необоснованной оплаты лекарственных препаратов должны выявляться при проведении контрольных мероприятий Росздравнадзором, в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, и структурами ОМС в лице СМО и ТФОМС. Ключевой является трактовка понятия «жизненные показания», используемая в п. 2 части 3 статьи 80 Закона №323, употребляемая согласно данным литературных источников и в различных подзаконных актах, при отсутствии определения данного понятия.
Таким образом, мерилом адекватности выбору назначения лекарственных препаратов пациенту для лечения в условиях дневного стационара является только конечный результат и качество медицинской помощи. Для организации лекарственного обеспечения дневных стационаров в соответствии с законодательством необходима целенаправленная контрольно-экспертная деятельность, изменение порядка оплаты и определение формата работы дневных стационаров в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, предоставляющих населению первичную медико-санитарную помощь.