ПРОЕКТ, ВЕРСИЯ ОТ 10 ОКТЯБРЯ 2020 г.
«Никто, кроме нас. Здесь и сейчас»
В Указе Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г. поставлена национальная цель – «сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Согласно Указу до 30 октября 2020 г. Правительству РФ необходимо представить единый план по ее достижению до 2024 г. и на период до 2030 г. В настоящем документе на основе анализа текущей ситуации в системе здравоохранения экспертным и профессиональным медицинским сообществом сформулированы целевые показатели по развитию российской системы здравоохранения, 12 неотложных задач с индикаторами и механизмами реализации.
Здравоохранение, как и оборона, это основа безопасности страны. Обеспечение здоровья российских граждан не должно финансироваться по остаточному принципу и базироваться только на рыночных подходах. Сегодня в российском здравоохранении накопились критические проблемы, в результате которых значительно снизилась доступность бесплатной медицинской помощи для населения, а медицинские работники не могут обеспечить ее в требуемых объемах и на установленном уровне качества. Меры, направленные только на восстановление инфраструктуры отрасли, важны, но положения не исправят. Основа эффективного развития отрасли – наличие достаточного количества высококвалифицированных врачей, медицинских сестер, преподавателей медицинских вузов и училищ, труд которых высоко ценится и уважается в обществе. От реализации продуманных реформ в здравоохранении зависит наше будущее – медицинских работников и, главное, здоровье наших пациентов.
Проблемы. Сегодня здоровье российских граждан значительно хуже, чем в развитых странах и даже отстает от «новых-8» стран ЕС, близких к нашей стране по уровню экономического развития (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония). В 2019 г. ключевая характеристика здоровья населения – ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) - в РФ была на 4,4 года ниже, чем в «новых-8» странах ЕС, а смертность детей - в1,5 раза выше. Смертность трудоспособного населения в РФ - в 2,5 раза выше, чем в странах ЕС в среднем.
Такие неудовлетворительные показатели напрямую связаны с недостаточными мерами по охране здоровья граждан РФ на популяционном уровне (высокая распространенность табакокурения, потребление алкоголя, неблагоприятные экологические условия и условия труда на производстве), а также с накопившимися системными проблемами в здравоохранении. Главные из них:
1) длительное недофинансирование из государственных источников - в 1,8 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС в расчете на душу населения;
2) нетерпимое и унизительное положение медицинских работников - нищенские базовые оклады (у врачей от 12 до 35 тыс.руб., а у медицинских сестер – от 10 до 20 тыс. руб.). Это усугубляется постоянными переработками, избыточными, невыполнимыми требованиями, излишними проверками и потребительским экстремизмом. Все это является причиной дефицита кадров в отрасли. Особенно тяжелая ситуация сложилась в первичном звене здравоохранения, где врачей в 1,5 раза меньше необходимого (на 36 тыс.), средних медицинских работников – в 1,8 раза меньше (на 66 тыс. чел.), в том числе фельдшеров – в 1,9 раза меньше (на 20 тыс. чел.). В результате сегодня обеспеченность врачами в РФ на 14% ниже, чем в Германии, при большем потоке больных людей и низкой плотности населения.
3) неэффективное управление – децентрализация в управлении региональным здравоохранением, рассредоточение ключевых функций по охране здоровья в разных ведомствах, наличие массы противоречий в нормативной базе;
4) неоптимальная для РФ, дорогостоящая страховая модель финансирования здравоохранения и рыночные подходы в компенсации затрат медицинских организаций («деньги следуют за пациентом»), которые привели к разрушению медицины в сельской местности и малых городах, а также нарушают систему маршрутизации пациентов и преемственности в оказании медицинской помощи;
5) дефицит коечного фонда стационаров (обеспеченность им на 16% ниже, чем в Германии), изношенность материально-технической базы и непригодное состояние до 30% зданий медицинских организаций.
Предыдущие годы показали эффективность реализации программно-целевых (проектных) подходов в здравоохранении под непосредственным руководством первых лиц государства. Так, благодаря осуществлению приоритетного проекта «Здоровье» с 2006 по 2012 гг. ОПЖ выросла на 3,4 года (с 65,4 до 68,8 года). Программы по снижению младенческой смертности с 2012 по 2019 гг. привели к ее сокращению на 40% (с 8,2 до 4,9 умерших на 1 тыс. рожденных живыми).
Предложения. Сегодня, в ситуации продолжения падения реальных доходов населения (по прогнозам на 5% по итогам 2020 г.), для удовлетворения острейших запросов населения на увеличение доступности бесплатной медицинской помощи и медицинских работников на исправление своего положения в системе здравоохранения необходимо незамедлительно реализовать следующие меры:
По повышению эффективности управления и финансированию:
По восстановлению кадрового потенциала и развитию медицинской науки:
По обновлению инфраструктуры медицинских организаций и развитию государственно-частного партнерства:
По созданию системы всеобщего лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях и реализации дополнительных целевых программ:
По комплексной охране здоровья граждан:
Реализация этих первоочередных мер приведет к увеличению доступности бесплатной медицинской помощи для населения и ее выравниванию для граждан, проживающих в разных регионах страны, поднимет престиж медицинских работников и уважение к ним в обществе, даст стимул для развития отечественных производителей медицинской и фармацевтической продукции, а также в целом поможет оживлению экономики страны. Все это напрямую будет содействовать достижению национальных целей: увеличению ОПЖ до 78 лет к 2030 г., положительной динамике рождаемости и, главное, поддержанию социальной стабильности и благополучия граждан в нашей стране.