Вопрос-ответ

Во время прямого эфира IX Международного конгресса «Оргздрав-2021» мы получили множество вопросов к докладчикам. Часть из них была озвучена в прямом эфире, но нам важно, чтобы каждый слушатель получил ответ на интересующий его вопрос.

Все вопросы были адресованы спикерам конгресса. В этом разделе будем публиковать их ответы. Следите за обновлениями.

Ответы в рамках сессии «Управление КМП: от типовых ошибок до аккредитации медицинских организаций и повышения квалификации кадров»

  • Чем и кем можно контролировать, прогнозировать и формировать ожидания пациента?
    Отвечает Иванов Игорь Владимирович, д.м.н., генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора

    При внедрении системы менеджмента качества в процессе оказания медицинской помощи пациент становиться активным участником лечебного процесса. В результате получения от пациентов информации при проведении аудитов, анкетирования пациентов удовлетворенностью процессом оказания медицинской помощи, сотрудники медицинской организации получают возможность определить направление для дальнейшего улучшения своей деятельности, сделать свою работу для пациента более безопасной и качественной.

  • Основная задача врача любого уровня- удовлетворение пациента оказанной услугой! А проверки связаны с оказанием некачественной медицинской помощи. Где логика?!
    Отвечает Иванов Игорь Владимирович, д.м.н., генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора

    В системе внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России № 785н и Предложениями (практическими рекомендациями) Росздравнадзора проверки являются одним из ключевых мероприятий и должны осуществляться с использованием всех доступных источников информации – документация, прямое наблюдение за процессами, знания, навыки и компетенции персонала, а также пациент и/или его родственники. Важным аспектом является соблюдение методологии проведения проверок, чтобы их проведение действительно служило целям обеспечения пациентов качественной и безопасной медицинской помощью, и, как следствие, повышению удовлетворенности пациентов.

  • Необходимо менять законодательную базу, которая не допускает обучающегося к больному, естественно под чётким контролем преподавателя. Необходимо вернуть преподавателей в клинику. Без совместительства его не допускают к больным и хирургии. Какое качество м
    Отвечает Иванов Игорь Владимирович, д.м.н., генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора

    Для повышения компетенций сотрудников крайне важно формировать систему постоянного внутреннего обучения на рабочих местах в медицинских организациях. Фактически, любая организация сейчас становится практической базой для обучения, и эта практика успешно используется во всем мире. Варианты формирования внутреннего обучения могут быть разные, в том числе и совместительство преподавательского состава образовательной структуры в медицинской организации. Одним из важных требований в системе управления качеством является организация симуляционного обучения, в том числе создание симуляционных центров и составление программ обучения персонала по различным направлениям.

  • Назовите аккредитованные национальные системы контроля качества и безопасности и хотя бы один аккредитованный орган по сертификации в указанных системах с областью аккредитации по контролю качества и безопасности медицинской деятельности?
    Отвечает Иванов Игорь Владимирович, д.м.н., генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора

    Аккредитация медицинских организаций направлена на повышение безопасности оказания помощи пациентам и качества получаемой помощи. Аккредитация - это «процесс самооценки и внешней экспертной оценки, используемый организациями здравоохранения для точной оценки своего уровня деятельности в соответствии с установленными стандартами и для реализации принципов постоянного улучшения». Аккредитация - один из важных компонентов безопасности пациентов.

    Наиболее распространенные международные органы аккредитации по качеству и безопасности медицинской деятельности: 

    ·       Объединенная международная комиссия (Joint Commission International, JCI) США 

    ·       Аккредитация Канада (Accreditation Canada)

    ·       Аккредитация по качеству в здравоохранении Трент Великобритания (QHA Trent out of the United Kingdom)

    ·       Австралийский совет по международным стандартам здравоохранения в Австралии (Australian Council on Health Care Standards International in Australia)

     

    В 1999 году появилась Международная программа аккредитации (IAP) Международного сообщества по качеству в здравоохранении (International Society for Quality in Health Care, ISQua). ISQua разработаны стандарты, описывающие требования к органам аккредитации. Для международного признания, органу аккредитации необходимо подтвердить соответствие требованиям беспристрастности, постоянного анализа и улучшения своей работы, высоких подходов к разработке и актуализации требований своих стандартов, обучения инспекторов и многое другое.

    Сейчас в мире около 40 органов, которые смогли подтвердить свои компетенции в ISQua. Более подробный список можно посмотреть тут: https://ieea.ch/accreditation.html

    Примерами национальных органов сертификации являются: Haute Autorité de Santé (HAS, Франция) (Помимо сертификации медицинских организаций по качеству и безопасности, еще проводят сертификацию медицинских работников и технологий. Медицинской организации запрещается работать, пока она не получит сертификацию HAS), Andalusian Agency for Health Care Quality (Испания) и пр.

    Очевидно, что международная тенденция приведет к тому, что в большинстве стран будут обязательные национальные системы по качеству и безопасности. В России ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора является институциональным членом ISQua и в настоящий момент осуществляет подготовку к аккредитации в ISQua, чтобы стать международным органом аккредитации по качеству и безопасности.

  • Компетенция специалиста - это знание стандартов или быть в курсе всего нового и умение — это применить на практике?
    Отвечает Иванов Игорь Владимирович, д.м.н., генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора

    Компетенции специалиста безусловно совмещают в себе непосредственные базовые навыки и знания, соответствующие функциональным обязанностям, и постоянное повышение, расширение своих знаний, непрерывное обучение и применение их на практике.

  • Какой нормативный документ устанавливает требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности взамен утратившего силу Приказа Минздрава России №381н?
    Отвечает Иванов Игорь Владимирович, д.м.н., генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора

    В 2020 году в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» приказ Минздрава России от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» был пересмотрен. С 1 января 2021 года в силу вступил приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», который учитывает опыт практического применения медицинскими организациями требований приказа № 381н и, в частности, содержит актуализированные формулировки и вводит дополнительные критерии проведения оценки качества и безопасности медицинской деятельности.

  • Какая технология предотвращения профессионального выгорания сотрудников эффективна при внедрении национальной системы стандартизации?
    Отвечает Иванов Игорь Владимирович, д.м.н., генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора

    Само по себе внедрение системы управления качеством в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России № 785н и Предложениями (практическими рекомендациями) Росздравнадзора не вызывает профессионального выгорания у сотрудников, при условии квалифицированного и осознанного внедрения проекта. Однако, внедрение системы управления качеством может вызвать сопротивление у персонала как любое нововведение, что обусловлено выходом сотрудника из привычной среды, из сформированной годами зоны личного комфорта. Ключевым фактором успешности проекта является активная заинтересованность лидера проекта, погружение его во все процессы и изменения на начальном этапе, облегчающие работу линейного персонала. Например, сокращение количества бумажной документации на медсестринском посту и перевод все в электронную форму, введение штрихкодирования биоматериала и т.д.  

    Если говорить именно о профилактике профессионального выгорания персонала до внедрения системы управления качеством, то очень хорошо себя зарекомендовала система внутреннего обучения в виде тренингов с элементами игротехники, тестирование персонал. С одной стороны, это снимает напряжение от повседневной рутинной работы и повышает квалификацию сотрудников. С другой стороны, тестирование и внутренняя оценка персонала запускает соревновательный эффект и способствует формированию командной работы в организации. Процесс этот достаточно сложный и его необходимо доверить специально подготовленными для этих целей сотрудникам.

  • Как в здравоохранении сочетать стандартизацию с индивидуальным подходом при оказании помощи конкретному пациенту?
    Отвечает Иванов Игорь Владимирович, д.м.н., генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора

    Под стандартизацией в здравоохранении следует понимать деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочения в системе здравоохранения путем разработки и установления определенных требований, норм, правил, что не исключает индивидуального подхода к пациенту при оказании медицинской помощи
    Мы лечим болезнь дифференцированно, лечение должно быть разным. Но на основе принятых правил, рекомендаций и стандартов.
    А стандартизация — это один из элементов системы управления качеством и безопасностью при оказании медицинской помощи. Например, стандартизация предполагает использование определенных шкал и чек-листов, в частности шкала риска падения пациента, шкала оценки боли, и в результате полученных при стандартизированном подходе данных о пациенте проводится соответствующая терапия и создается индивидуальный план ухода за пациентом.

  • Зачем нужна трехуровневая система требований к качеству и безопасности медицинской деятельности?
    Отвечает Иванов Игорь Владимирович, д.м.н., генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора

    Как правило, во всех развитых странах принята трехуровневая система по качеству и безопасности медицинской деятельности:

    1 этап - обязательные государственные требования, без исполнения которых медицинская организация не получает разрешения на осуществление медицинской деятельности или может лишиться разрешения.

    2 этап - требования национальной системы по качеству и безопасности медицинской деятельности, которая строится исходя из политики и стратегии государства в области охраны здоровья граждан. Часто требования первых двух этапов объединены. Так, во Франции, чтобы получить и подтверждать разрешение на оказание медицинской помощи, медицинская организация должна пройти процедуру сертификации со стороны национального органа – HAS (Haute Autorité de Santé). Требования HAS на 70% аналогичны требованиям (Joint Commission International, JCI) и Практических рекомендаций Росздравнадзора, т.е. медицинская организация должна не просто показать наличие оборудования или медицинских работников, чтобы формально начать деятельность, но и соответствовать всем установленным требования безопасности пациентов и персонала (идентификация, падения, лекарственная и хирургическая безопасность и прочее). Похожая система принята в США. Медицинские организации ограничены в получении доступа к государственному финансированию, пока не подтвердят национальную аккредитацию в The Joint Commission (TJC) (что аналогична требованиям международной системы JCI) либо не пройдут сертификацию по ISO 9001 в DNV.

    3 этап - международные требования. Как правило, этот этап необходим для отдельных, передовых организаций, которые хотят получить международное признание, повысить потенциал медицинского экспорта, развить новые компетенции и подходы к организации системы качества и безопасности медицинской деятельности. Кроме Израиля и отдельных арабских стран, пока нет опыта тотальной аккредитации по международным стандартам. В Израиле в 2012 году принят закон о том, что все бюджетные медицинские организации, которые находятся на обеспечении у государства обязаны пройти международную аккредитацию JCI для обеспечения гарантии высокого уровня качества и безопасности медицинской деятельности и эффективности ведения расходов и сокращения потерь. Но в большинстве стран, особенно в тех, где развита национальная система, все же, JCI является добровольной системой для повышения престижа медицинской организации. Потому что большинство требований уже заложены на уровне национального стандарта.

  • Для организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности необходимо создание Службы по качеству. Каков источник финансирования данной Службы?
    Отвечает Иванов Игорь Владимирович, д.м.н., генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора

    В соответствии с требованиями Приказа от 31 июля 2020 г. N 785н п.5«В зависимости от вида медицинской организации по решению руководителя медицинской организации внутренний контроль организуется и проводится Комиссией (Службой) по внутреннему контролю (далее - Комиссия (Служба), включающей работников медицинской организации, и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности (далее - Уполномоченное лицо)». Данная Комиссия (Служба) может быть организована из числа сотрудников медицинской организации как на штатной, так и на функциональной основе.