Введение Швартовые операции являются «очагом» специфического профессионального травматизма на всех без исключения плавающих средствах. На современных судах они остаются одним из наименее механизированных видов работ.
Материал и методы Проведен анализ лечения 224 пациентов из числа плавающего состава, получивших производственные травмы с потерей трудоспособности при швартовке плавающих средств во время выполнения рейсовых заданий в северном водном бассейне. При работе над материалом использовались методические подходы: системный, комплексный, интеграционный, функциональный, динамический, процессный, нормативный, количественный, административный и ситуационный. Методы анализа включали: аналитический и сравнения.
Результаты В структуре производственного травматизма с потерей трудоспособности плавающего состава северного водного бассейна различные повреждения, полученные при швартовании плавающих средств составляют 10,1% случаев. В cеверном регионе травмы при швартовке наиболее часто происходят на транспортных речных (46,7%) и морских (36,3%) судах, где перевозки носят интенсивный характер, погрузка и разгрузка может происходить на различных причалах в пределах одного порта, что увеличивает частоту швартовых операций при коротких переходах и, соответственно, вероятность швартового травматизма. Амбулаторное лечение в связи со швартовыми травмами получили 50,8% моряков. Из них каждая вторая требовала длительного лечения в условиях хирургического отделения и дальнейшей реабилитации на поликлиническом этапе.
Обсуждение Десятая часть производственных травм, полученных плавающим составом северного водного бассейна, происходит при выполнении швартовых операций. Связанными с работой факторами риска и обстоятельствами, создающими угрозы здоровью, трудоспособности и жизни плавающего состава являются: 1) Флот; 2) Профессия; 3) Возраст; 4) Производственный стаж; 5) Широты плавания; 6) Недельный цикл; 7) Сезон. Именно они могут стать производственной и/или психофизиологической причиной запуска спонтанных нарушений отработанных технических приёмов и безопасности труда. Профилактические мероприятия по его предупреждению должны носить непрерывный системный и процессный характер, касаться не только технического усовершенствования швартовых механизмов, но постоянного обучения плавающего состава технике безопасности, оказанию первой помощи при возникновении травм и современного непрерывного санитарного просвещения.
Выводы
1. В общей структуре производственного травматизма плавающего состава северного водного бассейна различные повреждения при швартовке плавающих средств составляют 10,1% случаев.
2. Факторами риска и обстоятельствами, создающими угрозы здоровью, трудоспособности и жизни плавающего состава связанными со швартовыми операциями являются: 1) Флот – Речной транспортный, Морской транспортный; 2) Профессия – Матрос, Матрос-моторист; 3) Возраст – до 30 лет; 4) Производственный стаж – 1-12 месяцев; 5) Широты плавания – Субарктические, Арктические (неблагоприятная погода, волнения моря, качка, штормы); 6) Недельный цикл – Четверг, Пятница; 7) Сезон – Лето, Осень.
3. Швартовые травмы характеризуются преобладанием полифокальных травм, политравм с множественным и сочетанным повреждением анатомо-функциональных сегментов, экстренности оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи, специализированного стационарного лечения, преобладания в структуре повреждений переломов, ранений, травматических ампутаций фаланг пальцев, черепно-мозговых травм.
4. Средние сроки нетрудоспособности при швартовых травмах составляют 48,0 рабочих дня, койко-день при госпитализации в хирургическое отделение - 20,6.
5. Вернулись к профессиональному труду после реабилитации по поводу швартовых травм 94,0% пострадавших из числа плавающего состава. Первичный выход пострадавших на II группу инвалидности составил 1,3%; III группу - 2,2%; смертельно закончились 2,5% швартовых травм.