Актуальность. Наиболее ценным ресурсом в любой отрасли, являются трудовые ресурсы. В России, как и во всем мире, отмечается явный дефицит медицинских работников. Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривается данная проблема, показывает не только абсолютный дефицит медицинских работников, но и диспропорцию в их составе.
Решение проблемы кадрового дефицита имеет два направления: подготовка новых квалифицированных кадров с ориентацией на реальные потребности системы здравоохранения и сохранение имеющихся.
Сегодня ситуация складывается таким образом, что многие медицинские работники не удовлетворены своей работой и желают уйти из профессии по причине ухудшения условий труда, высокого уровня стресса и психоэмоциональных нагрузок (Репринцева Е. В., 2018). Одним из факторов, способствующему уходу из профессии, является профессиональное выгорание (ПВ) медицинских работников.
На рассматриваемую проблему ПВ интересно наложить теорию поколений (Штраус У., Хоув Н., 1991г.), в соответствии с которой отмечают разницу в базовых отношениях к семье, культуре, ценностям, а также к восприятию информации среди разных возрастных категорий. Считается, что, понимая базовые ценности поколений работников, можно разработать эффективную систему мотивации персонала.
Материалы и методы. В рамках исследования разработана анкета, которая состояла из 41 вопроса, направленного на оценку факторов жизни медицинского персонала: социальных, профессиональных и экономических. В анкету также включена сокращенная версия опросника MBI (Maslach Burnout Inventory) в русскоязычной версии Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой (Водопьянова Н. Е., 2009).
Цель исследования. Сравнение выраженности ПВ, факторов его развития у различных поколений врачей.
Результаты. В исследовании приняли участие 1669 врачей Томской области, представлявших все поколения: молчаливое (n = 111), бумеры (n = 145), поколение Х (n = 783), миллениалы (n = 326), поколение Z (n = 304). Ввиду малочисленности представителей отдельных поколений они были объедены в 3 группы: 3 – миллениалы и поколение Z (n = 630), средний возраст - 30,9 ± 3,7 лет; 2 – поколение Х (n = 783), средний возраст - 46,7 ± 5,58 лет; 1 – молчаливое поколение и бумеры (n = 256), средний возраст - 61,3 ± 4,43 год.
Медицинские работники всех поколений имели ПВ. Крайне высокий уровень ПВ преобладала у представителей поколения Х (36,4%), низкий и средний уровень ПВ (21,1% и 24,2%) наблюдали у представителей молчаливого поколения и бумеров. в третей группе врачей больший процент респондентов имел высокий уровень ПВ.
Среди группы врачей поколения Z и миллениалов зафиксировали более высокий уровень деперсонализации (13,82 ± 5,21, р <0,05) и редукции профессиональных достижений (32,53 ± 8,67, р <0,05). Врачи поколения Х показали самый высокий уровень эмоционального истощения (22,73 ± 12,09, р <0,05) среди поколений, при этом наименьшие показатели по всем субшкалам отмечены у группы врачей молчаливого поколения и бумеров.
Наиболее высокий средний интегральный показатель ПВ наблюдали во 2 группе, несколько ниже – в 3, наименьший – в 1 (8,13 ± 2,93 против 8,03 ± 2,94 и 7,22 ± 2,71 соответственно, р <0,05).
Врачи второй группы оказались наиболее подвержены ПВ, у них был самый высокий интегральный показатель ПВ и среди них чаще встречались те, кто имел крайне высокую степень ПВ. Данный факт можно объяснить тем, что специалисты поколения Х имели высокую нагрузку и несколько мест работы. При этом, они чаще состояли в браке и важное место в их жизни занимал карьерный рост, большее количество респондентов именно в данном поколении имели ученое звание и степень.
Врачи третий группы имели чуть меньший интегральный показатель выгорания и самые высокие данные по субшкалам «редукция профессиональных достижений» и «деперсонализация», в данной группе чаще всего встречались респонденты с высоким уровнем ПВ и достаточно часто с крайне высоким уровнем ПВ, что можно объяснить высокой интенсивностью труда (продолжительность рабочего дня, число ставок, дежурств). При этом они имели самый низкий доход. Они реже состояли в браке и имели детей, чаще имели дефицит сна и отсутствовал полноценный отпуск.
Представители первой группы были менее всех подвержены ПВ. Они меньше всех работали и имели самую высокую заработную плату, что позволяло им больше времени уделять семье и отдыху. Вместе с тем, у них чаще встречались хронические заболевания.
Заключение. На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что имеется различия в выраженности ПВ среди поколений, в каждом поколении видны факторы, которые приводят к ПВ и слабые стороны, нивелирование которых может предотвратить прогрессирование ПВ. Следовательно, мероприятия по профилактике ПВ должны отличаться для каждого поколения. При этом необходимо фокусироваться на поколении Х, так как они больше остальных подвержены ПВ в части обратимого эмоционального истощения и находятся в самом продуктивном периоде профессиональной деятельности.