Менеджмент необходим в любой сфере жизнедеятельности человека, так как искусство управления помогает любому предприятию занимать ведущие позиции в своей нише. Эффективный управленец способен объединить все процессы предприятия воедино для достижения поставленных целей.
Основной целью менеджмента здравоохранения является улучшение демографической ситуации путем борьбы с заболеваниями, инвалидностью и смертностью. Для достижения такой цели нужна эффективная деятельность всей системы здравоохранения и в частности отдельно взятого медицинского предприятия, для этого требуется внедрить новые принципы и подходы, методы и модели управления всеми звеньями медицинских предприятий всех форм собственности, которые направлены на достижения таких целей, как повышение доступности оказания качественной исвоевременной медицинской помощи и повышение качества жизни и здоровья населения, а также целью является повышение рентабельности и прибыльности деятельности медицинских предприятий. Однако, не для всех понятно и не все признают необходимость и значимость рентабельности и прибыльности для медицинских учреждений «бесплатного» здравоохранения. При этом видно, что медицинские предприятия, которые активно привлекают дополнительное внебюджетное финансирование, успешно развиваются на рынке. [3]
Менеджмент в здравоохранении очень специфичен, так как в современных реалиях управление медицинскимпредприятиемподразумеваетсовокупность функций главного врача. Руководитель медучрежденияявляется и врачом, и эффективным менеджером, по сути, человекперестает быть врачом, а становится менеджером здравоохранения, то естьнаемным профессиональным управляющим, который должен разбираться в экономике, менеджменте здравоохранения и маркетинге.
Во многих источниках можно увидеть информацию о том, что руководителям медучреждений зачастую не хватает знаний по вопросам экономики и управления здравоохранением, а также по правовым вопросам здравоохранения, при том, что эти руководители проходят курсы повышения квалификации [6]. В настоящее время курсы по повышению квалификации руководителей медицинских учреждений недостаточно эффективен. Это обусловлено тем, что руководящий состав медучреждений занимают люди старшего поколения, которые не способны в полной мере усвоить и внедрить нововведения, предусмотренные в таких сферах, как экономика, менеджмент и маркетинг.
Некачественная подготовка по экономике и управлению руководителей медучрежденийпоказывает их некомпетентность в принятии управленческих решений, что в свою очередь приводит к снижению эффективности управления здравоохранением. Из этого следует, что курсы повышения квалификации на данный момент, мягко говоря, недостаточно эффективны. Получается, что для эффективного управления медучреждениями, необходимо улучшать систему образования в сфере менеджмента здравоохранения. Только после такого улучшения получится улучшить качество менеджмента в здравоохранении. [2]
Но есть еще более значимая проблема менеджмента в здравоохранении и это проблема – нехватка медицинских кадров в целом, как врачей, так и среднего медперсонала, не говоря уже о санитарах. Но эту проблему можно решить, и самым эффективным решением этой проблемы – это создание условий, которые будут мотивироватьработников медицины работать в ней. Эти условия включают в себя, естественно, повышение заработной платы, увеличения всевозможных льгот и много другое.
Самая острая ситуация стоит с уровнем оплаты труда. К сожалению, уровень оплаты труда медицинских кадров в нашей стране, во-первых, несопоставим с уровнем ни в одной развитой стране мира, а во-вторых, ни в коей мере не зависит от его количества и качества, а потому не может считаться действенным стимулом мотивации.
Уже никому не секрет, что на здравоохранение выделяется из бюджета стране недостаточно финансирования, что дало свои негативные плоды во время пандемии – удручающее состояние самих медучреждений и выплаты несоизмеримые с объемом работы. Их этого вытекает следующий стимул.
Также, система мотивации и стимулирования обязательно должна акцентировать внимание на важности результата работы медработника, результаты должны фиксироваться и поощряться всеми известными способами. [1]
Учитывая уже имеющийся мировой опыт, можно с уверенностью сказать, что наиболее важными факторами для большинства врачей являются два вышеперечисленных фактора – результативность работы и личная выгода. Администрации медицинского предприятия необходимо разработать и внедрить систему мотивации, которая позволяла бы оценить достигнутые медработниками результаты своей работы и адекватно вознаградить их, поощряющую профессиональное развитие сотрудников, при приемлемом уровне расходов на эти цели. Также, необходимо обеспечить медицинским работникам достойный уровень оплаты труда, который бы находился в прямой зависимости от результатов работы. [3]
Еще можно заметить еще один важнейший мотивационный механизм в здравоохранении – это возможность карьерного роста. К сожалению, в системе отечественногоздравоохран