Формы профилактики психических заболеваний в практической работе врача-психиатра амбулаторного консультативного приёма
Шаповалова Л.А.1, Шаповалов К.А.2
1ГАУЗ РК «Консультативно-диагностический центр Республики Коми»
2ГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования»
г. Сыктывкар, Республика Коми, Российская Федерация
Просветительная работа в психиатрии направлена на повышение уровня знания населения о психических расстройствах, овладение методами защиты от стресса, пагубного влияния вредных привычек. В работе психиатра амбулаторного консультативного приёма профилактика психических заболеваний включает совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни и сопровождает весь лечебный процесс.
Целесообразно выделить следующие уровни:
I. Индивидуальный: Врач - пациент
1) Психопрофилактика: первичная, вторичная и третичная.
Роль врача в первичной психопрофилактике многогранна и необходима в каждом случае обращения пациента к психиатру, так как включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорождённых, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития.
Вторичная психопрофилактика в практической работе психиатра направленна на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Вторичные меры профилактики патологии психической сферы включают предотвращение рецидива уже существующих заболеваний. Их психиатр назначает индивидуально, после пройденного пациентом курса лечения.
Третичная психопрофилактика на консультатвином психитатрическом приёме включает предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. Для этого очень важно правильно использовать лекарственные и другие средства, использовать лечебную и педагогическую коррекцию и меры реадаптации пациентов.
2) Психообразование пациентов с психическими расстройствами. Связываеится с нозологическими формами, выявленными у контингента пациентов;
3) Психиатрическое просвещение. Подчеркиваются первичные меры профилактики психических заболеваний, включающие в себя такие действия пациентов, которые доступны для каждого человека: а) Полноценный отдых и здоровый сон не менее 8 часов в сутки; б) Умеренные ежедневные физические нагрузки; в) Занятие любимым делом; г) Взаимоотношения в семье являются важнейшим пунктом крепкого психического здоровья; д) Интимная сторона жизни.
В качестве дополнения к перечисленным методам пациентам рекомендуется посещать различные психологические тренинги. При отсутствии такой возможности, тренинги можно проводить самостоятельно. Каждый человек может не затратными доступными методами организовать себе нервно-эмоциональную разрядку: прогулка на свежем воздухе; активный отдых с физической нагрузкой (работа на дачном участке), встреча с друзьями.
II. Корпоративный
Медицинское учреждение
1) Выступления (тематика) на конференциях: а) врачебных; б) медицинских сестёр;
2) Лекции (тематика);
3) Памятки (тематика);
4) Информационные письма (тематика);
5) Размещение профильных материалов (тематика) на Интернет-сайте учреждения в специализированных рубриках, _VK и т.д.
Подведомственные медицинские учреждения
Другие медицинские учреждения (соматического профиля)
Региональное министерство здравоохранения
III. Методический
1) Подготовка методических писем по конкретным вопросам особенности диагностики и профилактики психических заболеваний;
2) Публикации по организации практической работы в изданиях регионального, окружного, российского уровня.
IV. Учебный
1) Участие в разработке пособий и учебников.
2) Практическое использование учебно-методических работ.
3) Создание комплексных учебных программ, курсов лекций и курсов дистанционного обучения.
Психиатрическое просвещение является обязательным разделом работы каждого учреждения здравоохранения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника больницы и поликлиники. Оно может существенно влиять на: 1) Предупреждение заболеваний (посредством пропаганды здорового образа жизни); 2) Раннее обращение за медицинской помощью (посредством первичной профилактики отдельных заболеваний); 3) Сроки выздоровления (в процессе постоянного врачебного наблюдения); 4) Эффективность долечивания и восстановления трудоспособности (реабилитации); 5) Повторную госпитализацию (посредством пропаганды мер вторичной профилактики).
Психиатрическое просвещение и образование может и должно рассматриваться как вид психологического вмешательства, направленный на достижение позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.