Ключевые слова: сенсорная афазия, нарушение речи, инсульт, черепно-мозговая травма, восстановление, реабилитация.
Цель работы – выявление особенностей нарушения понимания речи и разработка системы методов восстановления понимания речи у больных с сенсорной афазией.
Предметом исследования являются специфические нарушения понимания речи у больных с сенсорной афазией.
Методы исследования: теоретико-методологическая основа исследования состояла из методов малой и высокой формализации. Нами применялся метод изучения факторов, составляющих основу структурно-функциональных нарушений при локальных поражениях головного мозга, разработанный А. Р. Лурия и его последователями, а методы восстановительной работы с пациентами данной группы были основаны на одной из важнейших особенностей человеческого мозга – способности к компенсации. Количественные результаты исследования подтверждены методами статистической обработки.
Результаты: по результатам исследования было установлено, что восстановление понимания речи у больных с сенсорной афазией происходит более эффективно при учете структуры дефекта и с опорой на другие анализаторы, задействованные в функциональной системе фонетико-фонематического анализа и синтеза. Этот процесс детерминируется полиморфной структурой этиопатогенеза по топическому, синдромальному и функциональному нарушению и основан на поступательном потенциале: от подкорковых к корковым структурам; от первичных к вторичным и третичным структурам функциональных систем фонетического и слухоречевого анализаторов.
Выводы: поскольку афазия является системным речевым нарушением, которое затрагивает другие взаимосвязанные с речью психические процессы, восстановительное лечение должно быть не только своевременным, но и комплексным. Поскольку у больных нарушена или затруднена прежде всего коммуникативная сторона речи, работа специалиста должна быть построена с опорой на сохранные области мозга, которые могут компенсировать утраченный функционал. Компенсаторная стратегия лечения сенсорной афазии является наиболее оптимальным восстановительным подходом.