Как правило, оценка соответствия медицинской организации установленным требованиям обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности производится в ручном варианте с использованием чек-листов в зависимости от нормативного правового акта (предложения или рекомендации), вида и/или профиля деятельности медицинской организации по разделам деятельности.
Регламентирование приказом Минздрава России от 31.07.2021 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» кратности проведения плановых проверок, срока проведения, а также оформление результатов проведённых мероприятий и формирование сводных отчётов, содержащих информацию о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности, являющейся основой для формирования руководителем перечня корректирующих мероприятий, накладывает на медицинскую организацию ряд дополнительных требований, реализация которых в ручном варианте очень трудоёмка и не всегда объективна.
Во-первых, сложно документировать и анализировать процессы в бумажном формате, во-вторых, временной интервал между плановыми проверками включает проведение целевых (внеплановых) проверок, что не всегда позволяет получить суммарно объективные данные, в-третьих, такая процедура не предусматривает получение количественной комплексной оценки соответствия требованиям в динамике.
Для проведения внутренних аудитов, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности с использованием проверочных листов (чек-листов) разработана автоматизированная подсистема «МКТ-WEB Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности» (URL: http://qmac.medcomtech.ru) – единая платформа, позволяющая проводить внутренние аудиты и проверки в режиме «online», получать количественную оценку соответствия медицинской организации установленным требованиям, отображать результаты аудитов в графическом виде, автоматически формировать необходимую отчётную документацию.
К автоматизированной системе подключены проверочные листы Предложений (практических рекомендаций) ФГБУ «НИК» Росздравнадзора для стационара, поликлиники, медицинской лаборатории, стоматологии, приказов Минздрава РФ, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, МЧС России, ФМБА России, материалов НП «НАСКИ», ГОСТ Р ИСО, бережливого производства, а также предусмотрена возможность создания собственных чек-листов.
Автоматизированная система рассматривается нами как система мер организационного и управленческого характера, направленная на «эффективное использование кадровых, временных и материально-технических ресурсов медицинской организации с целью повышения удовлетворенности граждан доступностью и качеством медицинской помощи», обеспечивающая:
- проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» на основе предложений (практических рекомендаций) ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, устанавливающих порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с использованием проверочных листов (чек-листов);
- существенное сокращение трудозатрат и времени на проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- эффективное взаимодействие всех участников процесса в единой информационной среде в автоматизированном режиме в режиме «online»;
- выявление существующих проблем, требующих решения на разных уровнях (медицинской организации, регионального (муниципального) органов управления);
- формирование в автоматическом режиме индекса качества и безопасности медицинской деятельности;
- использование различных градационных шкал в зависимости от вида деятельности медицинской организации;
- графическую визуализацию результатов аудита по разделам деятельности, а также по показателям и критериям;
- отображение на радаре результатов текущего и сравниваемого аудитов;
- формирование и печать чек-листов в различных вариантах;
- формирование и печать отчётов по результатам аудитов;
- формирование в автоматическом режиме плана корректирующих мероприятий для устранения выявленных несоответствий требованиям обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности;
- регулярный контроль выполнение плана корректирующих мероприятий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий.
Использование специализированных инструментальных средств обеспечило полноту и качество проведения внутренних аудитов в медицинских организациях, резко сократило время на получение результатов и оформление отчётности, освободило аудиторов от рутинной работы по формированию отчётности, направив их деятельность на аналитическую работу.
Использование единой платформы оценки качества и безопасности медицинской деятельности обеспечивает проведение медицинского аудита на единых принципах и на высоком уровне, что, несомненно, повышает объективность аудитов и может стать первым шагом на пути внедрения системы менеджмента качества медицинской организации.